Порядок, специфические черты и особенности банкротства субъектов естественных монополий

Банкротство субъектов естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии. Особенности банкротства предприятий- естественной монополии топливно-энергетического комплекса устанавливаются федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. №122-ФЗ. Под действие этого закона подпадают:

– субъекты естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

– организации ТЭК, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергией, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основе иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Перечень определяется Правительством РФ.

Критериями банкротства субъектов естественных монополий являются:

– срок задолженности не менее 6 месяцев;

– сумма задолженности должна быть не менее 500 тысяч рублей.

Кроме лиц, установленных законом «О несостоятельности (банкротстве)» в судебном процессе участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Особенностью является то, что к заявлению кредитора о признании должника-субъекта естественной монополии должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признаниеэтих требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

В отзыве организации-должника дополнительно указываются сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом; о признании недействительными актов федерального органа исполнительной власти, актов органа исполнительной власти субъекта РФ в части утверждения тарифов (цен) на товары, работы, услуги при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника (это может послужить отказом в признании должника банкротом), а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг)

Если должник-субъект естественной монополии является градообразующей организацией, то при банкротстве применяются правила банкротства градообразующих организаций.

В ходе конкурсного производства продажа имущества, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса со следующими условиями:

· это имущество выставляется на торги единым лотом;

· покупатель соглашается принять на себя обязательства должника по договорам поставки и обеспечению доступности производимого и (или реализуемого) товара, работ, услуг для потребителей

· при наличии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

Перепрофилирование или закрытие производства, товаров, работ, услуг в условиях естественной монополии допускается на общих основаниях, предусмотренных Федеральным Законом. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов могут приостановить продажу имущества предприятий естественных монополий на срок до 3-х месяцев для выработки предложений по восстановлению их платежеспособности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности банкротства естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику – субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника – субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника , непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом .

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника – субъекта естественной монополии являются:

  • согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  • принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  • наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

  • имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
  • вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий.

Банкротство субъектов естественных монополий

Согласно п.1 ст.197 Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Как закреплено в ст.3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)[1] естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, субъекты естественных монополий действуют в сферах, где отсутствует конкуренция, и оперативно заменить их другими товаропроизводителями невозможно по объективным причинам. Применение к субъектам естественных монополий общих правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их устранение с товарного рынка как хозяйствующих субъектов, что, несомненно, влекло бы непредсказуемые последствия для экономики, обороны и социальной сферы страны.

Важно подчеркнуть, что параграф 6 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 января 2005 года. До указанной даты в сфере регулирования особенностей банкротства субъектов естественных монополий продолжает действовать, в частности, Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[2], который утратит силу одновременно с введением в действие ст. 197-201 Закона.

Организации могут считаться субъектами естественных монополий после включения в соответствующие Реестры (базы данных, содержащие информацию о юридических лицах, занятых производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в условиях естественной монополии в определенной сфере). Например, в соответствии с Положением о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 26.11.2002 г. №81[3] в соответствующие Реестры включаются хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), осуществляющие деятельность в следующих сферах: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; транспортировка газа по трубопроводам; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Выделим основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:

1) субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.197);

2) размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (п.3 ст.197);

3) Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст.198 Закона).

Статус рассматриваемых объектов определяется во многом тем, что они обязаны осуществлять свою деятельность, исходя из определенных тарифов на товары (работы, услуги). Эти тарифы устанавливаются ненормативными актами органов государственной власти. Соответственно, изменение тарифов может негативно сказаться на неплатежеспособности монополиста.

Если естественный монополист считает, что тарифы были изменены необоснованно, он может обратиться в суд с иском в соответствии с ч.5 ст.12 и ст.13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа как несоответствующего закону, иным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы субъекта.

Наличие принятого судом искового заявления монополиста о признании недействительным акта государственного органа является основанием для приостановления рассмотрения дела о банкротстве. Производство приостанавливается до вступления в силу решения суда по иску к государственному органу. Исходя из содержания этого решения, можно будет делать дальнейшие выводы о судьбе конкурсного процесса. Так, если акты государственных органов в части утверждения тарифов признаны недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Поскольку речь идет не об обязанности, а о праве суда, представляется, что решение об отказе в признании должника банкротом будет принято при наличии доказательств восстановления платежеспособности должника вследствие отмены акта государственного органа[4].

Законодателем регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200), а также особенности продажи имущества должника – субъекта естественной монополии (ст.201).

В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства в соответствии с общими правилами. Каких-либо особенностей наблюдения и финансового оздоровления закон не предусматривает, хотя в ряде случаев эти особенности были бы необходимы. В частности, Закон не говорит ничего о гарантиях государства, в целях введения финансового оздоровления.

Особенности распространяются на порядок продажи имущества должника и исполнение им договоров перед потребителями. Внешний управляющий не вправе:

– отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий (энергоснабжение и т.д.) (п.1 ст.200 Закона).

– отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

В соответствии с п.2 ст.201 Закона, обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника – субъекта естественной монополии являются (в противном случае договор подлежит расторжению):

– согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

– принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

– наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих органов обладают правом преимущественного выкупа предприятия должника.

Та же группа субъектов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии (п.5 ст.201 Закона).

Порядок, специфические черты и особенности банкротства субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган. Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве. В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ. В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения. Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Банкротство субъектов естественных монополий регулируется гл. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ.

Под субъектом естественной монополии в деле о банкротстве понимается организация,осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Решение об удовлетворении заявления о банкротстве организации, являющейся субъектом естественной монополии, принимает Арбитражный суд с учетом требований к таким организациям:

  1. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если обязательства не исполнены в течение 6 (шести) месяцев;
  2. Задолженность субъекта естественной монополии должна составлять не менее 1 (одного) миллиона рублей, при этом задолженность должна быть подтверждена исполнительным документом в рамках исполнительного производства, а также требования кредиторов не удовлетворены в полном объеме путем реализации имущества организации.

При отнесении организации к субъекту естественной монополии суд руководствуется ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ и сведениями, содержащимися в реестре субъектов естественных монополий Федеральной антимонопольной службы РФ.

Вопрос о включении/исключении организаций в реестр субъектов естественных монополий относится к ведению ФАС РФ, организации имеют право обратиться с заявлением об исключении из реестра.

Согласно сложившейся судебной практике сам факт не включения в реестр субъектов не может служить доказательством того, что организация не является естественной монополией. 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении по делу А32-4533/2012 разъяснил ситуацию следующим образом: «В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона под субъектом естественной монополии для целей настоящего Закона понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ „О естественных монополиях“ естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, исходя из норм Закона N147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Факт не включения должника в реестр естественных монополий сам по себе не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии».

Также важной особенностью дел о банкротстве организаций—субъектов естественных монополий является обязательное участие в деле федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ.

Так как субъект естественной монополии осуществляет важные функции в отношении потребителей, существуют особые правила ведения внешнего управления при банкротстве таких организаций. На основании ст. 200 127-ФЗ не допускается прекращение исполнения обязательств организации перед потребителями. Также внешний управляющий не может отчуждать и выставлять на торги имущество организации, входящее в единый технологический комплекс.

Стоит отметить особенности продажи имущества банкрота—субъекта естественной монополии. Покупатель такого имущества несет дополнительные обременения, связанные с особым статусом банкрота, а именно:

  • покупатель принимает на себя обязательства по договорам поставки предприятия-банкрота, обязуется обеспечить доступность оказываемых работ и/или предоставляемых услуг;
  • покупатель обязан иметь соответствующую лицензию.

Таким образом, банкротство организаций-субъектов естественных монополий, имеет ряд особенностей, обоснованных наличием особых обременений. Вместе с тем, для кредиторов таких организаций возникает, на мой взгляд, много препятствий для реализации своих прав на взыскание долга. По сложившийся судебной практике суды отказывают кредиторам таких организаций в удовлетворении заявления на банкротство пока не будет проведено исполнительное производство, розыск и реализация имеющегося имущества организации. Однако, стоит понимать, что выполнение данного требования может занимать очень длительное время, месяцы и годы, что ставит кредитора в ситуацию невозможности взыскания долга через банкротство. По моему мнению, законодателю стоит уделить внимание данному вопросу с точки зрения расширения возможностей удовлетворения требований кредиторов субъектов естественных монополий.

Как подать на банкротство организации, относящейся к субъектам естественных монополий

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.

Однако, главой IX Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, в том числе субъектов естественных монополий.

Для возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объемепутем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом срок неисполнения требований составляет шесть месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, для подачи заявления о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, кредитору необходимо подтвердить, что долг не погашен в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.

Комментирует генеральный директор компании по взысканию долгов «ЮРКОЛЛЕГИЯ», Елена Герасимова: «Кредитору следует обратиться в службу судебных приставов с целью взыскания долга, и только в случае недостаточности у должника имущества для погашения долга, кредитор сможет подать заявление о признании должника банкротом. Фактически кредитору необходимо представить в арбитражный суд акт о невозможности взыскания долга, который выдается службой судебных приставов.

Получить такой документ кредитору будет непросто, поскольку поиск, арест и реализация имущества должника на деле занимает не месяцы, а иногда год и даже годы, особенно если имущество должника находится в разных регионах.

Поэтому дополнительное требование к подаче на банкротство должника — субъекта естественной монополии в виде предъявления документа, доказывающего отсутствие у должника имущества, необходимого для полного погашения долга, фактически лишает кредитора права обратиться с таким заявлением».

К субъектам естественных монополий относятся организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Кроме того с 01.01.2018 Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ статья 7 ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дополнена п. 2.1. согласно котором право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Если заявление о признании банкротом субъекта естественной монополии будет подано в арбитражный суд без учета общих и специальных требований, установленных ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности («банкротстве»)», в принятии такого заявления может быть отказано.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-estestvennich-monopoliy
http://megalektsii.ru/s22941t9.html
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/estestvennykh-monopoliy.html
http://regforum.ru/posts/4005_osobennosti_bankrotstva_subektov_estestvennyh_monopoliy/
http://www.klerk.ru/law/articles/472843/
http://2lex.ru/prednamerennoe-bankrotstvo/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию