Ограничения, права и обязанности должника на этапе наблюдения на основании статьи 64 127-ФЗ о банкротстве

Ограничения, права и обязанности должника на этапе наблюдения на основании статьи 64 127-ФЗ о банкротстве

Наблюдение является первой процедурой в деле о банкротстве. При введении данного этапа на должника накладывается ряд обязанностей и ограничений. Они прописаны в ст. 64 127-ФЗ.

Структура и содержание ст. 64 127-ФЗ

Введение наблюдения не означает отстранения руководства юридического лица от исполнения своих обязанностей. Оно продолжает работать, но с учетом действующих ограничений и обязанностей по ст. 64 127-ФЗ. На это прямо указано в пункте 1 указанной статьи.

Сохранение за руководством должника функционала вполне логично, так как наблюдение является подготовительной процедурой в деле о признании должника финансово несостоятельным. Но руководство компании может быть отстранено внешним управляющим по ходатайству перед судом, если оно будет всячески препятствовать делу о банкротстве.

Руководящие функции судом возлагаются на лицо, которое было представлено уполномоченным органом должника. При непредставлении данной кандидатуры суд может назначить руководителем бывшего заместителя и при отсутствии такового – одного из работников.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья регулирует следующие аспекты прав и обязанностей должника на этапе наблюдения:

  1. Особенности заключения сделок на этапе наблюдения.
  2. Перечень сделок, которые недопустимо заключать на данном этапе.
  3. Список решений, которые не могут приниматься должником в ходе наблюдения.
  4. Перечень решений, которые не вправе принимать собственник унитарного предприятия.
  5. Список сведений и документов, которые обязан предоставить должник временному управляющему и арбитражному суду.
  6. Дополнительные права и обязанности юрлица.

Сделки, которые могут совершать органы управления должника

С учетом пункта 1 должник вправе заключать сделки. Но предварительно ему нужно заручиться поддержкой управляющего. Согласие временного управляющего на заключение сделок должно иметь письменный формат.

Положениями данной статьи предусмотрен перечень недопустимых сделок на рассматриваемом этапе признания юридического лица финансово несостоятельным:

  1. Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет не менее 5% от совокупной стоимости активов юрлица на дату введения наблюдения.
  2. Сделки по получению займов и кредитов.
  3. Операции, связанные с выдачей поручительств и гарантий.
  4. Операции в части уступки права требования, перевода долга.
  5. Сделки, связанные с доверительным управлением имуществом должника.

Отсутствие письменного согласия управляющего в тех случаях, когда оно было обязательным, может повлечь за собой признание совершенных сделок недействительными.

Решения, которые не вправе принимать органы управления должника

В перечень решений, которые не может принимать должник на этапе наблюдения, входят следующие (на основании п. 3 ст. 64 127-ФЗ):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Реорганизация должника в любой форме: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.
  2. Ликвидация юрлица.
  3. Создание новых юрлиц и участие должника в них.
  4. Создание филиалов и представительств.
  5. Размещение эмиссионных ценных бумаг, облигаций (за исключением акций).
  6. Выплата дивидендов.
  7. Выход из состава учредителей должника.
  8. Участие в ассоциациях, союзах и ФПГ.
  9. Заключение договора простого товарищества.

Указанный здесь перечень решений, не подлежащих принятию должником, является исчерпывающим.

Кроме мер, перечисленных в п. 2 ст. 64 127-ФЗ, суд вправе установить запрет на совершение иных сделок по нормам АПК и ввести дополнительные обеспечительные меры.

В ст. 91 АПК к подобным обеспечительным мерам относят:

  1. Наложение ареста на имущества должника.
  2. Запрет на определенные действия или принуждение к их совершению для недопущения порчи или ухудшения состояния имущества.
  3. Передача спорного имущества на хранение третьим лицам.
  4. Приостановка действий по взысканию или реализации оспариваемого имущества и пр.

Дополнительные обеспечительные меры могут быть введены лишь на основании определения арбитражного суда. Оно подлежит немедленному исполнению, но должник вправе его обжаловать.

Что не вправе делать собственник имущества должника – унитарного предприятия

В отношении собственника имущества должника – унитарного предприятия предусмотрены такие ограничения по п. 3.1 ст. 64 127-ФЗ:

  1. Он не имеет права заниматься реорганизацией и ликвидацией должника.
  2. Он не должен давать согласия на создание юрлиц и участвовать в иных юрлицах.
  3. Он не может давать согласие на организацию филиалов и представительств.
  4. Он ограничен в правах в части размещения облигаций и иных ценных бумаг.

Предоставление временному управляющему перечня имущества

На этапе наблюдения в судебном порядке утверждается временный управляющий. Должник обязан предоставить ему обязательные сведения в течение 15 дней после назначения по п. 3.2 ст. 64 127-ФЗ:

  1. Перечень имущества должника и имущественных прав.
  2. Список бухгалтерских документов, которые отражают экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
  3. Иные документы по финансовому состоянию должника.

Указанные документы также передаются в арбитражный суд. Если в составе имущества должника происходят изменения, то об этом факте юрлицо обязано ежемесячно уведомлять управляющего.

Согласно п. 4 ст. 64 127-ФЗ, руководитель юрлица в течение 10 дней после вынесения определения о введении наблюдения должен обратиться к учредителям с предложением о проведении собрания. Целью такого собрания может стать определение повестки обращения к первому собранию кредиторов. Например, введение в отношении должника процедуры финансового оздоровления, проведение эмиссии, поиск ресурсов для погашения обязательств перед кредиторами, поручителей и пр.

Не следует забывать, что введение любой новой процедуры в отношении должника неизбежно приводит к росту расходов на процедуру: в частности, на оплату труда управляющего, проведение инвентаризации, публикацию информационных сообщений и пр.

Кроме того, учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

Принятие превентивных мер руководством юрлица поможет ему скорректировать процесс банкротства в нужном направлении.

Сама государственная регистрация эмиссии ценных бумаг происходит, согласно положениям ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг». По п. 3 ст. 39 ФЗ «Об акционерных обществах» размещение акций происходит только по решению общего собрания акционеров, если это решение поддержали более ¾ участников.

Таким образом, статья 64 устанавливает ограничения в деле о банкротстве, действующие в ходе наблюдения. Она также закрепляет обязанности, возлагаемые на юрлицо-должника на период наблюдательной процедуры.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Комментарий к статье 64 закона о банкротстве. Судебная практика: Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения

Статья устанавливает ограничения, действующие в ходе наблюдения, а также закрепляет обязанности, возлагаемые на должника на период наблюдения. Ранее подобное регулирование, но как определяющее последствия введения наблюдения содержалось в ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве.

В пункте 1 статьи предусмотрено, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника от осуществления своих полномочий; указанные лица продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 статьи. Прежде такая норма была закреплена в п. 1 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве. Однако в отличие от названного Закона в комментируемом Законе содержится самостоятельная ст. 69, предусматривающая и регламентирующая возможность отстранения руководителя должника от должности.

Пункт 2 статьи определяет закрытый перечень сделок и нескольких взаимосвязанных сделок, которые органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Исключения составляют лишь случаи, прямо предусмотренные комментируемым Законом. Прежде такой перечень был определен в п. 2 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве, и в нем также указывалось на сделки, связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом. Кроме того, в указанном пункте говорилось о сделках, связанных с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, в то время как в п. 2 комментируемой статьи речь идет о 5% балансовой стоимости активов на дату введения наблюдения.

При решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований, вытекающих из договоров поручительства, арбитражным судам в п. 6 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 63 предписано исходить из того, что обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства (ст. 361 части первой ГК РФ) возникает с момента заключения договора поручительства. В соответствии с п. 1 ст. 66 Закона временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 комментируемой статьи.

В пункте 3 статьи определен исчерпывающий перечень решений, которые органы управления должника принимать не вправе. Ранее такой перечень был определен в п. 3 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве, но в нем не говорилось о решении о заключении договоров простого товарищества. Кроме того, предусматривалось, что с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.

Пункт 3.1 статьи определяет исчерпывающий перечень решений, которые не вправе принимать собственник имущества должника – унитарного предприятия. Данный пункт введен Законом 2008 г. N 296-ФЗ исходя из предусмотренных в ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” правах собственника имущества унитарного предприятия. К названному Закону отсылали разъяснения о применении п. 3 комментируемой статьи, данные в п. 29 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29.

СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

В пункте 3.2 статьи, введенном тем же Законом 2008 г. N 296-ФЗ, закреплена обязанность руководителя должника не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Кроме того, закреплена обязанность руководителя должника ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Пункт 4 статьи возлагает на руководителя должника обязанность обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника – унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных комментируемым Законом вопросов. Данная обязанность, на которую Закон 1998 г. о банкротстве не указывал, подлежит исполнению в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения.

В пункте 5 статьи, содержащем нововведение комментируемого Закона, предусмотрено право должника осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. При этом указано, что в данном случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона “Об акционерных обществах” (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) размещение акций посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, принятому большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регламентирована нормами ст. 20 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3423.

Источники:
http://arbir.ru/articles/a_4297.htm
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stata-7.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию