Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве, какова ее сущность?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника – унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения :

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств – сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года .

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление

Понятие и порядок введения финансового оздоровления

Финансовым оздоровлением является процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (т.е. за счет внешних источников).

В соответствии с п. 1 ст. 80 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. К первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться:

  • — должник на основании решения своих учредителей (участников), или органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • — учредители (участники) должника;
  • — орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • — третьи лица (ст. 76—79 Закона о банкротстве).

При этом существуют два исключения, когда финансовое оздоровление может ввести арбитражный суд без решения собрания кредиторов:

1) в случае если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах семимесячного срока, отведенного на рассмотрение дела о банкротстве, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах указанного срока арбитражный суд:

  • — выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;
  • – при отсутствии перечисленных оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  • – при наличии признаков банкротства и при отсутствии перечисленных оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве);
  • 2) по согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 78 Закона о банкротстве). Их возможность обратиться напрямую к арбитражному суду предусмотрена п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве с особенностями, предусмотренными ст. 79 Закона о банкротстве. Не может быть обеспечено удержанием, задатком, неустойкой, а также имуществом и имущественными правами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

В данном случае, устанавливая право арбитражного суда ввести финансовое оздоровление без решения собрания кредиторов, законодатель породил логическое противоречие, поскольку согласно п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве принятие решений о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. Кроме того, на арбитражный суд возлагаются несвойственные для судебных органов функции, которые связаны не с правовой оценкой решений, а непосредственное их принятие (т.е. рассмотрение вопроса целесообразности) с вмешательством в компетенцию другого органа.

Некоторые ученые видят в этом способ защиты прав большого количества кредиторов, но с незначительными требованиями либо самого должника. Например, Ю. П. Свит отмечает, что “. арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов. В частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Ситуация, когда могут оказаться неучтенными интересы большинства кредиторов, обусловлена тем, что число голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, определяется суммой его требований. Поэтому возникает необходимость гарантировать интересы тех кредиторов, сумма требований которых незначительна, а также должника”.

Вопрос 1. Сущность, порядок и последствия введения финансового оздоровления

Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Удержание, задаток, неустойка, имущество и иные имущественные права к обеспечению не относятся. Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении процедуры подлежит немедленному исполнению. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству:

• должника на основании решения учредителей (участников);

• третьего лица по согласованию с должником.

Решение должника об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

• сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств;

• срок финансового оздоровления;

• срок удовлетворения требований кредиторов.

Особая роль в проведении финансового оздоровления и иных процедур отводится собранию кредиторов. Участниками собрания с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся принятие решений по срокам проведения процедуры, утверждение и изменение плана, утверждение требований к кандидатуре управляющего. Собрание может созываться по инициативе арбитражного управляющего, комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов с не менее 10%-ной суммой требований, а также 1/3 общего количества конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов более 50 человек, то собрание может избрать комитет кредиторов. Комитет кредиторов в составе от 3 до 11 человек имеет право требовать информацию о ходе процедуры, принимать решение о созыве собрания, рекомендовать собранию отстранить от должности арбитражного управляющего или обжаловать его действия в арбитражном суде и др.

• к решению об обращении к собранию кредиторов с ходатайством, о введении финансового оздоровления, прилагаются: план финансового оздоровления;

• график погашения задолженности;

• протокол общего собрания учредителей (участников) должника;

• сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств;

• перечень учредителей (участников), голосовавших за введение финансового оздоровления.

При ходатайстве третьего лица о введении финансового оздоровления представляются следующие документы:

• график погашения задолженности;

• документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения собрания кредиторов.

Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражный суд назначает административного управляющего.

В определении суда о введении финансового оздоровления устанавливаются срок финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Последствия введения финансового оздоровления:

• требования кредиторов могут быть предъявлены к должнику в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;

• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

• запрещается выплата дивидендов;

• не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение обязательств.

Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое соглашение. Эти черты носят родовой характер и сводятся к тому, что все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию. В случае же финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования к нему, пусть и в измененном виде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9411 – | 7433 – или читать все.

188.163.64.23 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве, какова ее сущность?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника – юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица. Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику. На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

Процедура санации отличается от внешнего управления тем, что в процессе её проведения руководство предприятия не отстраняется от своей деятельности. Менеджмент может как раньше контролировать работу предприятия, но с некоторым ограничениями.

В процессе проведения ФО организация должна рассчитаться по своим долгам, в противном случае заимодатели инициируют введение следующей стадии банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

Таблица. Права и обязанности участников ФО

Участник Права Обязанности
Должник инициирование начала процедуры ФО;

контроль функционирования компании с некоторым ограничениями;

обжалование судебных решений

составление плана и методологии ФО;

соблюдение графика, сроков погашения долгов в установленных размерах;

составление отчётности для управленца

Заимодатели получение выплат по своим претензиям согласно утверждённого графика;

инициирование отстранения руководства должника или управленца;

ознакомление с отчётностью должника и управленца

соблюдение норм, предусмотренных Законом «О несостоятельности»
Управляющий требование у должника документов и отчётности;

введение ограничений на сделки должника;

направление в суд ходатайств

составление реестра заимодателей;

мониторинг исполнения плана ФО;

составление отчёта по результатам ФО

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

Окончание финансового оздоровления и его последствия

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Финансовое оздоровление при банкротстве: важные особенности и сроки проведения

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название — финансовое оздоровление, как процедура банкротства. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

К сведениюКопии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.

Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Сроки финансового оздоровления

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Порядок введения процедуры

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязательств включает в себя полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются основные качественные и количественные характеристики предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Подготовленный документ должен быть одобрен кредиторами и предоставлен на рассмотрение в Арбитражный суд. После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Последствия введения финансового оздоровления

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве, какова ее сущность?

Финансовое оздоровление – одна из процедур в процессе банкротства, которая направлена на нормализацию платежного баланса и восстановления платежеспособности должника. По результатам финансового оздоровления должник может восстановить платежеспособность и избежать признания его банкротом.

Правовое регулирование

Финансовому оздоровлению посвящена отдельная 5 Глава 127-ФЗ.

Ходатайствам о введении финансового оздоровления посвящены ст. 76-78 127-ФЗ. Порядку введения финансового оздоровления – ст. 80. Правовые последствия введения финансового оздоровления перечислены в ст. 81.

Плану оздоровления и графику погашения задолженности посвящены ст. 84, 85 127-ФЗ. Вопросы окончания финансового оздоровления освещаются в ст. 86-88. Переход к внешнему управлению содержится в ст. 92 127-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление – это процедура, которая применяется по отношению к компании-должнику для восстановления платежеспособности и погашения долгов, согласно графику на основании ст. 2 127-ФЗ.

К тому моменту как в компании вводится процедура финансового оздоровления, должник еще не получает статуса банкрота. Признаки банкротства в ходе данного этапа потенциально могут быть преодолены, а платежеспособность – восстановиться.

Процедура финансового оздоровления в рамках процесса банкротства выступает как процедура судебной санации, так как она направлена на восстановление платежеспособности. Она направлена на реализацию одной из целей института банкротства, а именно – на предупреждение несостоятельности должника по п. 1 ст. 1 127-ФЗ. Именно поэтому реабилитирующим процедурам отводится приоритет.

Первоочередной задачей данного этапа становится покрытие компанией долговых обязательств перед кредиторами, которые заявили о своих требованиях, второстепенной – выход показателей прибыльности на докризисные значения.

Процедура финансового оздоровления отвечает интересам должника, поскольку позволяет ему сохранить свое место на рынке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Внешнее управление – один из вариантов хода процесса банкротства, который вводится по решению суда после завершения этапа наблюдения. На основании п. 1 ст. 75 127-ФЗ «О несостоятельности» арбитражный суд на первом заседании может вынести решение:

  1. О введении финансового оздоровления.
  2. О введении внешнего управления.
  3. О признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства.
  4. Об утверждении мирового соглашения и прекращении дела о банкротстве.

С учетом положений п. 1 ст. 80 127-ФЗ арбитражный суд вводит процедуру финансового оздоровления по решению кредиторского собрания, кроме случаев, которые перечислены в п. 2 ст. 75 127-ФЗ.

На основе п. 3 ст. 80 в определении о введении оздоровления должны содержаться указания на сроки финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также на избранную кандидатуру управляющего.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

Обеспечение исполнения обязательств должника

В п. 3 ст. 77 127-ФЗ сказано, что учредители общества могут предоставить обеспечение исполнения обязательств по графику погашения задолженности.

На основании п. 3 ст. 79 127-ФЗ соглашение об обеспечении исполнения обязательств по графику подлежит заключению в письменной форме до того, как было принято решение о введении финансового оздоровления.

Порядок проведения

Для рассмотрения ходатайства о введении финансового оздоровления стороны должны сопроводить его документально. Один комплект документов готовится для арбитражного суда, второй – для управляющего. Перечень документов готовится на основании ст. 77, 78 127-ФЗ и включает:

  1. График погашения задолженности по реестру.
  2. Гарантию обеспечения обязательств (это могут быть банковская, государственная или муниципальная гарантии), залоговое обеспечение или поручительство.
  3. План финансового оздоровления.

Копии указанных документов направляются в адрес участников собрания кредиторов для ознакомления.

Этапы процедуры

Финансовое оздоровление предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1: принятие решения судом о введении финансового оздоровления на предприятии.

Финансовое оздоровление стартует с момента вынесения арбитражным судом решения о введении стадии.

Этап 2: назначение кандидатуры арбитражного управляющего судом.

Финансовый управляющий на данном этапе обладает следующими полномочиями:

  1. Он контролирует соблюдение утвержденного плана-графика.
  2. Он выполняет посреднические функции между участниками дела.
  3. Он формирует свое заключение о результатах этапа.

Административный управляющий на этапе финансового оздоровления:

  1. Ведет реестр требований кредиторов.
  2. Созывает собрания кредиторов.
  3. Рассматривает отчетность о ходе исполнения плана финансового оздоровления.
  4. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью погашения требований кредиторов.
  5. Осуществляет контроль за своевременностью перечисления текущих платежей.
  6. Требует от лиц, предоставивших обеспечение должнику, исполнить обязательства за него.

Управляющего снимают с должности автоматически по результатам завершения процедуры или досрочно по ходатайству кредиторов.

Этап 3: погашение требований кредиторов по графику.

Затем предприятие приступает к погашению задолженности перед кредиторами по утвержденному графику. В рамках процедуры погашаются долги, которые были подтверждены до введения финансового оздоровления.

Требования кредиторов первой и второй очередей полностью закрываются в течение первых 6 месяцев после оздоровления. Все долги погашаются как минимум за 30 дней до завершения указанного этапа.

Этап 4: подготовка отчета по результатам финансового оздоровления.

После того как все выплаты были произведены, предприятие-должник готовит отчетность с результатами проведения данного этапа. Свои выводы об эффективности процедуры финансового оздоровления готовит и управляющий. Заключение управляющего о результатах этапа передается в суд вместе с бухгалтерской отчетностью минимум за 10 дней до завершения процедуры.

Какие правовые последствия наступают после начала финансового оздоровления

После введения этапа финансового оздоровления собственники не утрачивают своих руководящих полномочий, но должны действовать в ограниченных законом рамках. Так, руководители могут заключать некоторые сделки только с разрешения управляющего. Это:

  1. Сделки, увеличивающие задолженность компании на 5% и более.
  2. Сделки, направленные на покупку, продажу или приобретение имущества должника.
  3. Сделки по переводу долга третьим лицам.
  4. Получение новых кредитов и займов.

Финансовое оздоровление может повлечь за собой и иные гражданско-правовые последствия. В их числе следующие:

  1. Кредиторские требования предъявляются только в соответствии с законодательством (не напрямую к должнику, а опосредованно через суд).
  2. Принятые по взысканию задолженности до введения финансового оздоровления приостанавливаются.
  3. Арест имущества и введение ограничений по распоряжению собственностью компании может производиться только по решению арбитражного суда.
  4. Выплаты по исполнительным листам временно приостанавливаются.
  5. Выплаты дивидендов и прибыли учредителям приостанавливаются.
  6. Все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей, приостанавливаются.
  7. Переуступка задолженности, которая влечет за собой нарушение очередности погашения кредиторских требований, запрещена.
  8. Перестают начисляться штрафы и иные санкции за просрочку (кроме текущих платежей).

Этапы завершения

Законодательно установлены только максимальные сроки процесса оздоровления компании-должника. Они составляют не более 24 месяцев после принятия судом решения о введении этого этапа. Но процедура может быть прекращена досрочно:

  1. Если компании удалось ликвидировать всю задолженность с опережением графика.
  2. Если должник недобросовестно исполняет свои обязательства по графику: вносит платежи с задержкой 15 дней и более.
  3. Если гарантии исполнения обязательств были предъявлены суду с нарушением сроков.

Завершение процедуры финансового оздоровления состоит из нескольких этапов. Первоначально сам должник отчитывается перед управляющим о результативности процедуры. К отчету управляющего прилагается баланс должника по состоянию на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы о погашении кредиторских требований.

Затем управляющий выносит свое заключение о выполнении плана и погашении графика в части задолженности перед кредиторами. К нему прилагается отчетность о результатах финансового оздоровления. Если не все долги перед кредиторами удалось погасить, то созывается кредиторское собрание. На нем принимается решение об обращении в суд с ходатайством о введении внешнего управления и о признании должника банкротом. К указанному ходатайству прилагается копия протокола собрания кредиторов.

По результатам завершения этапа финансового оздоровления суд может принять одно из следующих решений:

  1. Вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенный долг отсутствует (должник полностью исполнил свои обязательства перед кредиторами), либо жалобы кредиторов признаны необоснованными.
  2. Вынести определение о введении в отношении должника этапа внешнего управления при наличии возможностей для восстановления платежеспособности.
  3. Вынесение решения о признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства, если стало очевидным, что восстановление платежеспособности невозможно.

Статистика указывает на низкую эффективность процедур реабилитации в современных реалиях, поэтому большинство дел заканчивается этапом конкурсного производства.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

По итогам наблюдения суд может ввести в отношении должника одну из реабилитационных процедур: финансовое оздоровление или внешнее управление. Эти этапы имеют определенные различия.

По сути, финансовое оздоровление – это более мягкая процедура, чем внешнее управление. В ее рамках руководство продолжает свою деятельность, хоть и с некоторыми ограничениями.

Внешнее управление подразумевает отстранение всех руководителей компании с передачей их функций к внешнему управляющему. С момента утверждения плана управления управляющий разрабатывает комплекс мер по оздоровлению и приступает к их практическому воплощению.

Получается, что финансовое оздоровление – это, по сути, рассрочка в исполнении обязательств, тогда как внешнее управление – комплекс мер по устранению задолженности.

Таким образом, введение на предприятии этапа финансового оздоровления означает, что суд видит перспективы для восстановления платежеспособности и хотел бы предпринять попытки недопущения банкротства компании. По результатам этапа финансового оздоровления может быть принято решение о закрытии процесса банкротства из-за погашения всех требований кредиторов. Но также суд может принять решение о переходе к внешнему управлению или конкурсному производству. Такое решение судья принимает с учетом ходатайства собрания кредиторов.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://studme.org/1180041721124/pravo/finansovoe_ozdorovlenie
http://studopedia.ru/2_122515_vopros--sushchnost-poryadok-i-posledstviya-vvedeniya-finansovogo-ozdorovleniya.html
http://logos-pravo.ru/articles/finansovoe-ozdorovlenie-pri-bankrotstve
http://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/finansovoe-ozdorovlenie/
http://pred-pravo.ru/finansovoe-ozdorovlenie-kak-procedura-bankrotstva/
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/finansovoe-ozdorovlenie.html
http://logos-pravo.ru/articles/finansovoe-ozdorovlenie-pri-bankrotstve

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию