Каковы причины банкротства градообразующих предприятий? В чем особенности данной процедуры?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек ).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве , признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы исполнительной власти и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием

в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.

Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 – 138 Федерального закона.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. В силу сложившихся обстоятельств вокруг какого-либо крупного производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены, как правило, в единственной организации. Актуальность этой проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики. При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать (такой позиции совершенно справедливо придерживается закон «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении большинства юридических лиц). Для определенных категорий крупных юридических лиц действующий закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности. Это связано, прежде всего, с решением важнейшей социальной проблемы – проблемы трудоустройства.

Понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии законодательств других стран, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим. Специальные правовые акты Германии (в частности, Положение о несостоятельности, вступившее в силу с 01.01.1999 года) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих должников к ним не относится.

Градообразующими организациями являются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта или 5 тыс. человек для крупных городов.

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд при решении вопроса о введении внешнего управления обладает более широкими полномочиями в отношении градообразующих организаций по сравнению с обычными юридическими лицами. Суд может принять решение о введении внешнего управления в отношении градообразующего должника под поручительство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или субъекта муниципального образования в лице их уполномоченных органов.

Кроме того, поручители определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего, которые они направляют в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

По решению арбитражного суда процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующей организации могут быть продлены при наличии ходатайства от поручителей, но не более чем на год.

План финансового оздоровления может включать как обычные условия плана внешнего управления об инвестициях в деятельность должника, перепрофилировании производства, изменении структуры производства и (или) управления, продаже имущества должника и т.д., так и условия социального характера, причем последние имеют решающее значение при оценке судом необходимости продления внешнего управления имуществом градообразующего должника.

Социальными условиями могут являться мероприятия по трудоустройству работников должника, созданию новых рабочих мест, переобучению персонала, повышению квалификации работников, обучению руководящего персонала стратегии маркетинга и т.д. Все эти меры должны быть направлены на то, чтобы работники должника смогли существовать как в случае ликвидации предприятия, так и в случае его существенного перепрофилирования.

В случае невозможности восстановления платежеспособности градообразующей организации и ее финансового оздоровления, осуществляется ее продажа на торгах. По всем долгам расплачиваются поручители.

Продажа градообразующей организации при наличии ходатайства со стороны местного органа самоуправления, или исполнительного органа Российской Федерации, или субъекта Российской Федерации осуществляется с определенными условиями: сохранение рабочих мест не менее чем 50% работников предприятия на срок до 3-х лет или другие с согласия собрания кредиторов.

Если предприятие не удается продать при таких условиях, то продажа имущества градообразующей организации осуществляется на общих основаниях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Каковы причины банкротства градообразующих предприятий? В чем особенности данной процедуры?

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы. Именно поэтому процедуре банкротства градообразующего предприятия посвящен отдельный параграф в банкротном законодательстве.

Специфика правового статуса градообразующей организации

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности.

На основании положений ст. 169 127-ФЗ под градообразующими предприятиями понимаются те, которые соответствуют следующим условиям:

  1. Численность работников составляет 25% от совокупной численности работающего населения.
  2. Численность сотрудников превышает 5000 человек.

Для отнесения предприятия к градообразующему достаточно соблюдения одного из указанных выше критериев.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Банкротство градообразующих предприятий является исключительно российской практикой, так как в международном праве такое понятие отсутствует.

Причины банкротства

Причинами банкротства градообразующей организации могут стать:

  1. Рейдерский захват.
  2. Изменение рыночной конъюнктуры и падение спроса на продукцию компании.
  3. Снижение прибыли под влиянием роста себестоимости.
  4. Неумелое руководство компанией.

В задолженность могут входить обязательства по налогам и сборам, по задолженности кредиторам, по зарплате и выходным пособиям.

Есть ли особенности

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать:

  1. Органы местного самоуправления.
  2. Федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Для того чтобы процесс банкротства проходил по нормам параграфа 2 Главы 9 127-ФЗ, заявители должны предоставить суду доказательства того, что компанию можно считать градообразующей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На основании ст. 171 127-ФЗ участники процесса в виде федеральных, региональных и муниципальных органов власти вправе предоставить поручительство для введения этапа внешнего управления (если такое ходатайство не поступило от кредиторов). При предоставлении поручительства органы власти несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия. При этом они наделяются правом разработки комплекса требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Органы федеральной, региональной и муниципальной властей вправе досрочно погасить все долговые обязательства предприятия. При этом они должны учитывать очередность, которая предусмотрена в ст. 134 127-ФЗ.

Порядок процедуры

Признать градообразующее предприятие банкротом вправе только арбитражный суд по месту регистрации. Основанием для процедуры банкротства служит заявление, поданное арбитражным судом следующими лицами:

  • должником или руководителем при наличии причин, которые свидетельствуют о финансовой несостоятельности;
  • конкурсным кредитором;
  • прокурором;
  • уполномоченным органом.

При признании заявления о банкротстве обоснованными суд вводит этап наблюдения и назначает временного управляющего.

Этап наблюдения

На указанном этапе детально анализируется деятельность предприятия, и выявляются возможные злоупотребления, которые могли привести к преднамеренному банкротству. Эта задача лежит на арбитражном управляющем. Если им будут выявлены недобросовестные сделки, «черные» методы работы, то руководство предприятия или иные лица могут быть привлечены к ответственности.

Внешнее управление и финансовое оздоровление

Внешнее управление и финансовое оздоровление могут вводиться на основании поручительства местных органов власти.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

  1. Сумму обязательных платежей.
  2. Обязанность по уплате обязательных платежей.
  3. График погашения задолженности.

К поручительству требуется приложить доказательства того, что взятые органом власти обязательства были включены в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

В рамках реабилитирующих процедур в компании-должнике предполагается внедрение ряда мероприятий, которые направлены на восстановление ее платежеспособности. Это, например, структурные преобразования в компании, оптимизация численности персонала, привлечение кредитования или государственных дотаций и пр. При оптимальном завершении этапа финансового оздоровления или внешнего управления долги удастся погасить, а предприятие сохранит свой статус.

На этапе внешнего управления или конкурсного производства допускается продажа предприятия, как имущественного комплекса. В результате меняется собственник бизнеса, но компания фактически сохраняется, как экономический субъект.

При наличии ходатайства от органов местного самоуправления или другого органа власти существенным условием договора купли-продажи становится сохранение рабочих мест в размере не менее 50% работников в течение максимум 3 лет.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – финальная стадия банкротства, которая указывает на признание судом статуса банкрота градообразующего предприятия.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы. Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление). Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность. Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города. Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики. В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Банкротство градообразующих предприятий

Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя.

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Что подразумевать под градообразующим предприятием

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности». Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Инициация банкротства

Банкротство градообразующих организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлицоформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации. Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании. Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д. В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Стадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она подразумевает продажу части имущества и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий
подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами

К банкротству организации могут привести разные причины — предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия — законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

Все вопросы банкротства в нашей стране регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Последние изменения и дополнения к закону вступили в силу 8 июня 2018 года.

Понятие, признаки и цели банкротства

Банкротство компании по определению Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» — это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Банкротство юридических лиц, а точнее — суть процедуры заключается в следующем: если компания не может расплатиться по долгам, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для его реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности для погашения задолженности.

Далеко не любая организация, испытывающая финансовые трудности, может считаться банкротом. Основной признак банкротства — долг в размере более 300 000 рублей, срок расчета по которому наступил более 3 месяцев назад. Компания признается банкротом по решению арбитражного суда.

Обратиться в суд могут не только кредиторы или налоговая инспекция – само предприятие-должник также может потребовать признать себя банкротом.

Зачастую компания становится банкротом в силу объективных причин, что не должно принести репутационных потерь ее владельцам.

Кейс

Ситуация: Строительная компания после кризиса имеет долги на 30 000 000 рублей. Новых заказов у нее не предвидится. Однако заказчики компании должны выплатить ей по итогу выполненных работ около 40 000 000 рублей. Притом заказчики успели объявить себя банкротами, т. е. взыскать с них долги уже невозможно. Репутация строительной компании на рынке безукоризненна, поэтому часть ее кредиторов готова списать долги. Но другая часть войти в положение не готова и угрожает судебными исками и обращением в правоохранительные органы.

Решение: Чтобы выйти из этой ситуации, потребовалась процедура банкротства строительной компании и ее ликвидация. Компания была ликвидирована без выплат кредиторам, что обеспечило ее собственнику возможность открыть новый бизнес, т. к. финансовых обязательств у него больше не было. Разумеется, для достижения подобного результата потребовалось привлечь команду грамотных юристов и аудиторов из консалтинговой группы.

Виды банкротства организации

Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.

Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.

Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.

Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

Процедура банкротства предприятия

Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления.

Процедура банкротства организации состоит из нескольких этапов.

Наблюдение

Этап, необходимый для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это процедура, призванная спасти предприятие от ликвидации. Оно направлено на восстановление платежеспособности и покрытие долгов. Для этого проводится реструктуризация долгов и разрабатывается специальный график их погашения, утвержденный арбитражным судом. На этой стадии управляющий не имеет права принимать решения, приводящие к увеличению долга предприятия, он должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов. Этот этап может растянуться на срок до 2 лет.

Внешнее управление

По требованию кредиторов арбитражный суд может назначить внешнего управляющего банкротирующей компании. Внешний управляющий заступает на должность на срок, не превышающий 18 месяцев. Во время осуществления внешнего управления должнику не начисляются штрафы или пени по его долгам.

В статье 101 пункте 6 вступившей в силу редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).

Конкурсное производство

Начинается, если арбитражный судья решит, что шансы на восстановление платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют либо эти процедуры на практике не доказали своей целенаправленной эффективности. Конкурсное производство организуют с целью соразмерного удовлетворения кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач этого этапа можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица. Срок конкурсного производства — до 18 месяцев.

Упрощенная процедура банкротства

Как видно из вышесказанного, банкротство фирмы — очень долгий и сложный процесс. Но существует и упрощенная процедура банкротства предприятия, которая позволяет осуществить все необходимые процедуры в сжатые сроки и с минимальными финансовыми потерями. Упрощенная процедура банкротства начинается с ликвидации юридического лица. После внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ производится официальная публикация сообщения о ликвидации компании в печати.

Через два месяца со дня публикации оформляется промежуточный ликвидационный баланс компании, после чего ликвидатор компании в силу прямого указания ч. 2 ст. 224-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязан уведомить кредиторов о наличии признаков несостоятельности, а также обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании предприятия банкротом.

Суд рассматривает обоснованность заявления на основании предоставленных документов и, если доказательства будут весомыми и достаточными, признает должника банкротом и введет процедуру конкурсного производства сроком 6 месяцев. При упрощенной процедуре банкротства наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, что заметно сокращает сроки проведения всей процедуры.

Представление интересов и юридическое сопровождение банкротства

Несмотря на исключение нескольких этапов, упрощенная процедура банкротства остается очень сложным и запутанным процессом, во время которого не обойтись без помощи опытного юриста. Абсолютное большинство руководителей просто не в состоянии справиться с ним самостоятельно, поэтому все чаще юридическое сопровождение банкротства передается на аутсорсинг.

Так называемое «упрощенное банкротство» имеет заметные преимущества для компании-должника. К ним можно отнести продолжение деятельности фирмы до момента ликвидации юридического лица, защиту имущества предприятия от кредиторов. Однако при этом инициатор банкротства должен суметь защитить себя от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. К тому же пакет необходимых документов очень велик, и во время его оформления нельзя допустить ни одной ошибки.

Поэтому надежнее и проще выбрать компанию, юристы которой подготовят все бумаги и будут представлять компанию-должника в суде.

Куда можно обратиться за юридическим сопровождением банкротства?

Мы попросили дать комментарий для наших читателей представителя компании КСК групп.

«Важно понимать, что юридическое сопровождение процедуры банкротства требуется с самых ранних ее этапов, а не только во время судебных разбирательств. Грамотно составленное и поданное в арбитражный суд заявление сэкономит время и расходы вашей компании, а это возможно только при глубоком знании законодательства и понимании всех нюансов процедуры банкротства. В КСК групп можно получить комплекс аудиторских услуг, предшествующих банкротству. Наши специалисты проанализируют правовые риски и защитят вашу компанию от возможной недобросовестности кредиторов, помогут избежать собственных ошибок. Помните, что при запуске процедуры банкротства требуется минимизировать расходы и создать наиболее выгодные условия для вашей компании по выходу из сложившейся неприятной ситуации. В нашей практике бывали случаи, когда компанию удавалось ликвидировать за полгода, а ее собственник мог начинать новый бизнес с нуля. Работая на рынке аудиторско-консалтинговых услуг более 20 лет, мы имеем достаточный опыт для того, чтобы свести к минимуму репутационные и материальные потери наших клиентов».

P. S. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», КСК групп занимает 14 место в списке крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2017 года [1] .

Банкротство градообразующих предприятий и организаций в России

Банкротство — это юридическое понятие, которое означает неспособность компании выполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, сотрудниками и кредиторами. Несостоятельность градообразующих организаций — тема, требующая отдельного рассмотрения.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Ухудшение финансовых показателей предприятий градообразующего типа может происходить по нескольким причинам:

  • специальное доведение предприятия до банкротства с целью дальнейшего получения контроля над ним. Этот метод используется в российском бизнесе и является одним из способов рейдерского захвата компании;
  • падение спроса на продукцию предприятия. Экономический кризис в во всех отраслях либо какой-то определенной часто приводит к нежелательным последствиям в виде банкротства предприятий;
  • неразумная и непрагматичная финансово-кредитная политика руководства градообразующего предприятия. Компания взяла кредиты на большую сумму и не рассчитала сможет ли их вернуть.

Основные признаки банкротства юридического лица согласно норм ст.3 ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» такие:

  • неспособность проводить платежи по кредитам более 3 месяцев. Задолженность перед кредиторами должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
  • значительные просрочки платежей за поставленный товар или предоставленные услуги другими компаниями;
  • рост задолженности по выплате заработной платы сотрудникам;
  • задолженность по платежам в государственный и местный бюджеты, перед Пенсионным фондом.

Процедура признания несостоятельности

Российское законодательство четко регулирует процедуру признания несостоятельности градообразующих предприятий на всех ее этапах.

Решение о начале

Процедура банкротства юридического лица в любом случае начинается после вынесения соответствующего решения арбитражным судом, который расположен ближе всего к месту нахождения потенциального банкрота. Данное решение принимается на основе фактов, изложенных в исковом заявлении. Эти данные должны соответствовать требованиям по банкротству предприятий, которые изложены выше.

Составление заявления

По сути, судебный иск можно считать (хотя в юридической практике это и не принято) первой стадией банкротства юридического лица. Истцами в этом деле могут выступать:

  • органы прокуратуры;
  • органы Федеральной налоговой службы;
  • кредиторы компании;
  • представители руководящих органов или учредителей компании.

Для правильного составления искового заявления нужно знать его структуру. Итак, истец должен указать такую информацию:

  • наименование судебного органа, в который предоставляется заявление;
  • полные данные про истца (ФИО или название компании, местонахождение, контактные данные);
  • изложение сути вопроса с указанием конкретных сумм и сроков невыполнения компанией обязательств перед истцом;
  • документальное подтверждение своей правоты.

Этапы

Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.

Наблюдение

Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:

  • проверка финансовой отчетности;
  • выявление заведомо убыточных для компании сделок;
  • проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.

Финансовое оздоровление

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  • выделение средств из бюджетов разных уровней;
  • проведение реструктуризации в самой компании;
  • оптимизация структуры компании;
  • оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Особенности финансового оздоровления градообразующих организаций

Процедура внешнего управления

Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:

  • наличие убыточных филиалов;
  • слишком раздутый штат сотрудников;
  • использование устаревшего энергозатратного оборудования.

На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:

  • продажу убыточных филиалов предприятия;
  • отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
  • оптимизировать штатную численность сотрудников.

Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.

Поручительство и конкурсное производство

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику очередности выплат:

  1. ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
  2. погашение задолженности по заработной плате;
  3. выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
  4. погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).

Последствия

Выделяется несколько групп последствий банкротства градообразующих предприятий.

К экономическим последствиям можно отнести:

  • структурные изменения в экономике региона;
  • уменьшение темпов экономического роста в регионе;
  • уменьшение доходов бюджетов города и области.

Социальные последствия таковы:

  • безработица;
  • падение уровня жизни граждан в городе;

Также в некоторых случаях могут быть серьезные последствия для экологии региона.

Как будут спасать одно из крупный градообразующих предприятий, на примере расскажет видео ниже:

Источники:
http://studopedia.ru/17_8258_osobennosti-bankrotstva-gradoobrazuyushchih-organizatsiy.html
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/gradoobrazuyuschikh-organizatsiy.html
http://moydolg.com/bankrotstvo/yurlica-1/jetapy-bankrotstva-gradoobrazujushhej-organizacii.html
http://bankrothelp.ru/yur-lica/bankrotstvo-gradoobrazuyushhikh-predpri.html
http://www.kp.ru/guide/bankrotstvo-predprijatija.html
http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/likvidatsiya/bankrotstvo/gradoobrazuyushhih-predpriyatij.html
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/iskovay-davnost.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию