Как осуществляется и чем регулируется ликвидация юридического лица в добровольном порядке и по решению суда?

Вопрос 31. Ликвидация юридического лица: основания, порядок

Ликвидация юридического лицазаключается в прекра­щении его деятельности без перехода прав и обязаннос­тей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданское законодательство предусматривает добровольную и принудительную ликвидацию юридиче­ского лица.

Добровольная ликвидация юридического лица возмож­на в следующих случаях:

· истечение срока, на который создано юридическое лицо;

· достижение цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация предусматривается зако­нодательством по следующим основаниям:

· допущение при создании юридического лица грубых нарушений закона, если они носят неустранимый ха­рактер;

· осуществление деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом; осуществление деятельности с иными неоднократны­ми или грубыми нарушениями закона или иных пра­вовых актов;

· систематическое осуществление общественной или религиозной организациями (объединениями), благо­творительным или иными фондами деятельности, про­тиворечащей их уставным целям;

· иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны совершить следующие действия:

· незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществ­ляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридиче­ское лицо находится в процессе ликвидации;

· назначить по согласованию с органом, осуществля­ющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить поря­док и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия, назначенная (созданная) в соответствующем порядке, принимает на себя пол­номочия по управлению делами юридического лица. Для того чтобы произвести ликвидацию юридического лица, ликвидационная комиссия осуществляет следующие действия.

1. Помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке, сроке заявления тре­бований его кредиторами. Срок предъявления требований кредиторами не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

2. Принимает меры к выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе иму­щества ликвидируемого юридического лица, перечне предъ­явленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс ут­верждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридиче­ского лица. В случаях, установленных законом, промежуточ­ный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, осуществляет про­лажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

5. Осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Выплата производится в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения ука­занного баланса.

6. После завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителя­ми (участниками) юридического лица или органом, приняв­шими решение о ликвидации юридического лица. Оставшее­ся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

7. Подготавливает все необходимые документы, для по­дачи в государственный регистрационный орган, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц за­писи о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица завершается после внесе­ния записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо прекращает свою де­ятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как осуществляется и чем регулируется ликвидация юридического лица в добровольном порядке и по решению суда?

Ликвидация юрлица – это прекращение существования организации без передачи прав и функций другому лицу. При ликвидации в реестр сведений о юрлицах (ЕГРЮЛ) вносится соответствующая запись.

Правовое регулирование

Регулирование ликвидации осуществляется:

Порядок ликвидации регламентируется ст. 63 ГК РФ, регистрация несостоятельного юрлица описана в ст. 224-226 закона о банкротстве, а в ст. 21 129-ФЗ приведен список документов, подаваемых при ликвидации в налоговую службу.

Формы ликвидации

Существует три основные формы ликвидации юрлиц.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Принудительная форма

Компания может быть ликвидирована принудительно на основании судебного иска местных или федеральных властей в следующих случаях:

  • при вскрытии факта фиктивной регистрации юрлица;
  • если фирма осуществляла деятельность без лицензии;
  • если юрлицо не состояло в саморегулируемой организации, членство в которой требуется законом для данного вида юрлиц;
  • при осуществлении противоправной деятельности от имени организации;
  • при систематических нарушениях собственного устава.

Вместе с решением о ликвидации по вышеперечисленным причинам суд назначает управляющего для оформления документов и расчетов с кредиторами при ликвидации.

Процедура добровольной ликвидации

Добровольное прекращение деятельности юридического лица осуществляется в следующем порядке:

  1. Собрание учредителей юрлица принимает решение о ликвидации организации.
  2. В налоговую службу направляется сообщение о решении учредителей в течение трех рабочих дней.
  3. Формируется ликвидационная комиссия.
  4. Утверждаются сроки и порядок ликвидации.
  5. Сообщение о ликвидации и сроках предъявления претензий кредиторами публикуется в СМИ.
  6. По окончании срока приема претензий кредиторов комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
  7. Производятся расчеты с кредиторами, согласно балансу.
  8. Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество распределяется между учредителями.
  9. Комиссия подает заявление о ликвидации юридического лица вместе с документами в ФНС.
  10. В ЕГРЮЛ вносится информация о прекращении существования организации.

Ликвидационная комиссия может включать несколько человек или состоять из одного ликвидатора. Члены комиссии выступают в суде и иных инстанциях от имени ликвидируемой организации, осуществляют ее полномочия. К обязанностям ликвидационной комиссии также относятся:

  • выявление кредиторов и должников ликвидируемой компании;
  • рассылка кредиторам уведомлений о ликвидации;
  • проведение инвентаризации активов компании;
  • прием и фиксация требований кредиторов.

Для осуществления своих полномочий члены ликвидационной комиссии могут получать доступ ко всем документам и электронным файлам юридического лица.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Когда срок приема требований кредиторов завершен, и проведена инвентаризация имущества, члены комиссии составляют промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержатся данные о составе собственности (банковских счетах, объектах недвижимости, производственного имущества и т. д.), а также список требований кредиторов, включая погашенные ранее требования.

Далее члены комиссии организуют торги по продаже объектов собственности компании, стоимость которых превышает 100 000 рублей (объекты дешевле 100 000 рублей продаются без торгов), после чего производятся расчеты с кредиторами в соответствии с заявленными ими требованиями.

При ликвидации некоммерческих общественных организаций остаток имущества может быть передан в благотворительные фонды (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

После окончания расчетов с кредиторами и распределения оставшегося имущества между учредителями члены комиссии подают в ФНС заявление о ликвидации юрлица, прикрепив следующие документы:

  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об оплате госпошлины (800 рублей);
  • справку из Пенсионного фонда.

Налоговый орган проверяет предоставленные документы, вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юрлица, и организация считается прекратившей свое существование, о чем можно получить справку в ФНС.

Если в процессе ликвидации у кредитора или иного заинтересованного лица возникли возражения относительно состава ликвидационного баланса, порядка проведения инвентаризации, торгов и т. д., он вправе подать заявление в арбитражный суд, который приостанавливает процесс ликвидации до выяснения всех обстоятельств и принятия решения по возражению.

Ликвидация фирмы-банкрота

Если суммарная стоимость всех активов ликвидируемой компании превышает размер претензий всех кредиторов, то ликвидация происходит в следующем порядке:

  1. Принимается решение о ликвидации и формируется ликвидационная комиссия.
  2. Комиссия обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
  3. Арбитражный суд проверяет сведения, предоставленные ликвидационной комиссией, и объявляет компанию банкротом.
  4. Инициируется конкурсное производство и назначается управляющий.
  5. Управляющий организует продажу активов компании и производит расчет с кредиторами пропорционально их требованиям.
  6. При завершении расчетов управляющий подает заявление о ликвидации юрлица в ФНС, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации фирмы.

В делах о банкротстве ликвидируемых компаний применяется только конкурсное производство вне зависимости от длительности просрочек и сумме просроченных платежей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Добровольная ликвидация юридического лица

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, что учредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).

Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/362@ .

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России №ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следует уведомить также внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Создание и работа ликвидационной комиссии

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Законаоб индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Законао пенсионных накоплениях.

На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

Передача документов в архив

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Как упростить ликвидацию организации?

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

  1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  4. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  5. Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  7. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
  10. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  12. Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
  13. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  14. Утверждены Росархивом.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Ликвидация юридического лица в добровольном порядке.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функции, в частности: 1) публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; 2) принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; 3) по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; 4) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов; 5) обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов недостаточно или имеются признаки банкротства юридического лица; 6) составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

Порядок удовлетворения требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК:

  • • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда и о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Кроме того, в первую очередь при ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом;
  • • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • • в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования последних удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования залоговых кредиторов удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Государственная регистрация прекращения юридического лица посредством его ликвидации производится в соответствии с гл. VII Закона о государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которой определен законом.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица

Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

К таковым можно, в частности, отнести:

Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

Для этого нужно дать объявление в журнал “Вестник государственной регистрации”, уполномоченный публиковать подобного рода сведения.

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

Этот срок не может быть менее двух месяцев.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса.

Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса.

Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Дополнительные способы ликвидации юридического лица

Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Ликвидация юридического лица

Процедура ликвидации представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам.

Процедура ликвидации юридического лица представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам. Ликвидируемая фирма удаляется из единого государственного реестра, всех внебюджетных и бюджетных фондов, а также из налоговой базы данных.

Решение о ликвидации юридического лица принимают члены ликвидационной комиссии, в состав которой могут входить учредители закрываемого предприятия, либо лица, предоставленные судебным органом.

Инициатива о закрытии кампании может исходить как от самих учредителей фирмы, так и от посторонних лиц, которые имеют на то обоснованные причины.

Порядок ликвидации, а также сроки проведения процедуры устанавливаются либо руководителями ликвидационной комиссии, либо судебным органом.

Исходя из оснований для принятия решения о безвозвратном упразднении предприятия, принято разделять ликвидацию юридического лица на 2 основные формы:

  • принудительную ликвидацию предприятия;
  • добровольное упразднение компании.

Особенности принудительной ликвидации юридического лица

Принудительное прекращение – более сложная форма упразднения юридического лица. Необходимость в ней возникает, если в ходе предпринимательской деятельности компании были нарушены уставы российского законодательства, а правовые особенности компании противоречат законному предпринимательству.

В большинстве случаев, такая ликвидация компании может быть вызвана следующими основаниями:

  • налоговые декларации и финансовые отчеты не были предоставлены в соответствующие инстанции своевременно;
  • наличие противоречий в официальных документах и действительности (например, фирма располагалась не по тому адресу, который был указан в едином государственном реестре или вела несанкционированный вид предпринимательской деятельности.

При этом стоит отметить, что принудительное прекращение юридического лица может быть возможно только в том случае, если суд установил, что выявленные в ходе работы фирмы нарушения не могут быть исправлены и устранены.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется в следующие этапы:

  • Формирование состава ликвидационной комиссии, которая получает возможность единоличного управления упраздняемой фирмой.
  • Удовлетворение интересов кредиторов, распределение движимого или недвижимого имущества фирмы (если таковое имеется). В том случае, если компания не имеет возможности рассчитаться с долгами собственными средствами, ликвидатор имеет право продать имущество, которое поступит в счет уплаты задолженности.
  • Уведомление о ликвидации юридического лица всех инстанций (налоговая, пенсионный фонд и т.д.).
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
  • Сбор всех документов, необходимых для полного и безвозвратного упразднения компании.
  • Представление интересов юридического лица на всех судебных заседаниях.

Принудительная ликвидация в отличие от добровольной обычно занимаете не более месяца, в других случаях сроки могут быть увеличены вдвое или втрое.

По окончании всех процедур руководитель упраздненной фирмы получает документ, который подтверждает, что его компания была ликвидирована по конкретным причинам.

Особенности добровольного закрытия юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица в большинстве случаев имеет два основания:

  • руководитель и члены акционерного общества приняли о решении о том, что их деятельность нерентабельна, невыгодна;
  • цель, поставленная руководителями компании перед ее открытием достигнута и дальнейшая работа фирмы не имеет смысла.

Уведомление о ликвидации юридического лица налоговой службы является основанием для создания комиссии, которая возьмет на себя обязательство ведения процедуры упразднения.

Добровольное и безвозвратное закрытие компании возможно только при следящих обстоятельствах:

  • предпринимательская деятельность фирмы не противоречит российскому законодательству;
  • упраздняемая компания не имеет долгов ни перед кредитором, ни в налоговом органе;
  • все сделки закрываемой фирмы завершены, партнеры и учредители не имеют возражений против ликвидации предприятия.

Главное отличие добровольного упразднения компании от принудительного заключается в том, что в первом случае может быть изменен руководящий состав и фирма может продолжить свое существование под другим названием или в иной сфере предпринимательской деятельности.

Отличие ликвидации от реорганизации

Ликвидация компании не подразумевает передачу ее прав другому владельцу, все документы фирмы упраздняются, и она закрывается безвозвратно.

Реорганизация юридического лица имеет несколько иные правовые особенности.

Реорганизация фирмы не предусматривает ее полное закрытие, фирма может получить второй шанс на существование с учетом следующих обстоятельств:

  • Слияние. Две небольших фирмы объединяются в одну большую, при полном закрытии первой и второй при условии их объединения.
  • Присоединение. Фактически, присоединение представляет собой первый этап слияния, однако, при присоединении две фирмы могут и не объединятся, даже если ведут одинаковую предпринимательскую деятельность. Прибыль делится с учетом качества работы каждый из них.
  • Разделение. Ситуация, когда компания решает стать небольшой сетью фирм и рассосредоточиться в пределах города, региона, страны.
  • Выделение. Успешная фирма создает дочернюю компанию, права которой находятся у руководителей обеих фирм.

Порядок ликвидации юридического лица

Процедура упразднения юридического лица членами ликвидационной комиссии осуществляется в следующие этапы:

  • Решение о безвозвратном закрытии той или иной компании должно быть незамедлительно обнародовано в органах печати.
  • Далее, комиссия уполномочена создать промежуточный баланс упраздняемой компании, которая включается в себя состав имущество фирмы, наличие задолженностей и незавершенных сделок и так далее.
  • В том случае, если финансов, которые находятся на балансе, фирме не будет достаточно для того, чтобы удовлетворить интересы кредиторов и налоговой службы, то ликвидационная комиссия имеет право продать имущество компании.
  • Компания не может быть упразднена до тех пор, пока финансовые интересы всех финансовых учреждений и кредиторов не будут удовлетворены в полной мере. Погашение задолженностей перед кредиторами – наиболее сложный и продолжительный этап процедуры закрытия фирмы.
  • Непосредственно после того, как все задолженности будут погашены, ликвидатор должен составить итоговый баланс фирмы. Если в распоряжении копании остаются какие-либо средства и имущество, то они будут в распределены между акционерами фирмы.
  • По окончании всех указанных выше процедур ликвидационная комиссия составляет документ, который выдается бывшему руководителю закрытой фирмы. Он содержит в себе все аспекты проведенной процедуры.

Очередность удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации компании

Главный этап процедуры упразднения компании – удовлетворение интересов кредиторов. Это происходит в следующем порядке:

  • выплаты лицам, которые так или иначе взаимодействовали с закрываемой фирмой и понесли от нее какие-либо убытки;
  • выплаты работникам, которые заключали с закрываемой компанией трудовой договор;
  • выплаты во внебюджетные и бюджетные фонды;
  • выплаты кредиторам, финансовым организациям.

Источники:
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/poradok-likvidacii.html
http://www.klerk.ru/law/articles/392860/
http://studme.org/93442/pravo/likvidatsiya_yuridicheskogo_litsa_dobrovolnom_poryadke
http://www.audit-it.ru/terms/agreements/likvidatsiya_yuridicheskogo_litsa.html
http://advocate-service.ru/likvidaciya/prinuditelnaya-likvidaciya-yuridicheskogo-lica.html
http://advokat-malov.ru/yur.-lica/likvidaciya-yuridicheskogo-lica.html
http://ppt.ru/art/bankrotstvo/poshagovaya-instrukciya

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию