Что такое финансовое оздоровление при банкротстве юридического лица и на какой срок оно вводится?

Что такое финансовое оздоровление при банкротстве юридического лица и на какой срок оно вводится?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника – юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Финансовое оздоровление при банкротстве: важные особенности и сроки проведения

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название — финансовое оздоровление, как процедура банкротства. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

К сведениюКопии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.

Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Сроки финансового оздоровления

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Порядок введения процедуры

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязательств включает в себя полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются основные качественные и количественные характеристики предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Подготовленный документ должен быть одобрен кредиторами и предоставлен на рассмотрение в Арбитражный суд. После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Последствия введения финансового оздоровления

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Что такое финансовое оздоровление при банкротстве юридического лица и на какой срок оно вводится?

Финансовое оздоровление – одна из реабилитационных процедур в процессе банкротства юридического лица, которая направлена на восстановление платежного баланса компании через предоставление рассрочки по обязательствам.

Что собой представляет

Финансовое оздоровление может быть введено на основании ходатайства должника или первого собрания кредиторов либо по инициативе арбитражного суда. Данный этап не является обязательным для процесса банкротства и допускается пропустить. В частности, он не применяется при банкротстве отсутствующего должника или ликвидируемой компании. Также если у суда есть основания полагать, что платежеспособность юридического лица не может быть восстановлена, то он может сразу перейти к этапу конкурсного производства.

Нередко собственники юрлица сами инициируют переход к конкурсному производству, чтобы чрезмерно не затягивать процедуру и не увеличивать затраты на ее прохождение.

Ходатайство о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления и прилагаемые документы подлежат передаче в арбитражный суд не позднее, чем за 15 дней до проведения кредиторского собрания.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Вынесенное решение собственниками компании о введении финансового оздоровления в обязательном порядке содержит данные о предполагаемом обеспечении при исполнении обязательств по графику погашения задолженности и сроках финансового оздоровления. Если обеспечение у должника отсутствует, то к графику прилагается детальный план оздоровления. К принятому решению должны прилагаться:

  1. План финансового оздоровления.
  2. График погашения задолженности.
  3. Протокол общего собрания учредителей компании или решение иного уполномоченного органа об обращении к суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
  4. Перечень участников, которые голосовали за обращение с ходатайством о введении оздоровления.
  5. Сведения об обеспечении исполнения обязательств должником по графику (при наличии обеспечения).

Финансовое оздоровление также вводится по ходатайству третьего лица. Подобное ходатайство должно содержать информацию об обеспечении исполнения обязательств по графику.

Управление юридическим лицом на этапе финансового оздоровления проводится с учетом целого спектра ограничений. Должник не может без согласия управляющего совершать сделки, которые могут увеличить его задолженность на 5% и более, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника. Также должник вправе совершать сделки по получению займов и уступке прав требований только с согласия управляющего.

Последствия для должника

После того как арбитражный суд вынес определение о введении финансового оздоровления, то такое решение подлежит немедленному исполнению. С этого момента в отношении должника наступают определенные гражданско-правовые последствия:

  1. Вводится особый порядок предъявления требований от кредиторов к должнику.
  2. Принятые ранее меры, которые направлены на обеспечение требований кредиторов, отменяются.
  3. Аресты на имущество должника налагаются только арбитражным судом.
  4. Исполнение обязательств по исполнительным документам приостанавливается.
  5. Вводится запрет на выкуп собственных акций и выделение доли участия.
  6. Прекращение обязательств должника через зачет встречных требований недопустимо.
  7. Выплата дивидендов и прочих платежей не допускается.
  8. На данном этапе будет приостановлено начисление штрафов, неустоек и штрафных санкций.
  9. Штрафные санкции будут начисляться по новым правилам: на основании действующей ставки рефинансирования.
  10. Штрафы и пени могут быть погашены на данном этапе, но только после закрытия всех обязательств по основной задолженности.
  11. Должнику разрешается передавать имущество на условиях безвозмездной аренды.
  12. Реорганизация компания допустима только с согласия кредиторов.

В ходе финансового оздоровления должник должен регулярно вносить транши строго по утвержденному судом графику. Также на данном этапе предполагается реализация ряда мероприятий для нормализации финансовой ситуации. К комплексу таких мер в зависимости от специфики ситуации относят:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Вынужденная смена руководства юрлица (если есть основания полагать, что неплатежеспособность вызвана неумелым менеджментом).
  2. Проведение инвентаризации имущества.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Закрытие или продажа филиалов.
  5. Реализация части имущества компании.
  6. Сокращение численности персонала.
  7. Завершение работ в части неоконченного строительства.
  8. Распродажа невостребованного оборудования и устаревших товаров.
  9. Повышение квалификации сотрудников.
  10. Покупка нового оборудования и обновление мощностей.

На какой срок вводится процедура

На основании положений 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится на предприятии на срок до 2 лет. Это установлено в п. 6 ст. 80 127-ФЗ.

На сроки финансового оздоровления первоначально указывают учредители в своем ходатайстве к первому собранию кредиторов, согласно п. 4 ст. 77 127-ФЗ. Они определяют их с учетом графика погашения задолженности (сколько времени потребуется им для закрытия задолженности по графику).

Если ходатайство учредителей было утверждено на первом собрании кредиторов, то сроки фиксируются в протоколе и принятом решении по результатам собрания по п. 1 ст. 74 127-ФЗ.

На основании вынесенного решения готовится еще одно ходатайство в арбитражный суд. На нем судья выносит определение о введении финансового оздоровления с конкретными сроками для его практического внедрения по п. 3 ст. 80 127-ФЗ.

За месяц до окончания сроков финансового оздоровления должник обязан сообщить финансовому управляющему о результатах финансового оздоровления и предоставить соответствующую бухгалтерскую отчетность по п. 1 ст. 88 127-ФЗ. Например, если финансовое оздоровление введено на 2 года, то отчетность должника передается управляющему не позднее, чем через 1,11 мес.

По п. 2 ст. 88 127-ФЗ арбитражный управляющий должен получить вместе с отчетом баланс должника, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие исполнение требований кредиторов.

В обязанности арбитражного управляющего также входит созыв собрания кредиторов в следующих случаях:

  1. Если он не получил отчет от должника.
  2. Если должник не исполнил график, и задолженность не была погашена.

Данное собрание созывается в целях принятия решения о дальнейшей судьбе должника. Это может быть введение внешнего управления или обращение в суд о признании компании банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства.

Итогами процедуры финансового оздоровления могут стать: прекращение производства по делу о несостоятельности из-за погашения всей задолженности, введение внешнего управления из-за невозможности восстановления финансовой ситуации, признание компании банкротом и открытие конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков несостоятельности. Все указанные решения принимает исключительно арбитражный суд.

Возможно ли сокращение сроков

Законодательно предусмотрена возможность сокращения сроков финансового оздоровления и досрочного прекращения обязательств должника.

При опережении графика погашения задолженности должник также подает отчетность по результатам. Отчетность подается по тем же правилам, как если бы до окончания этапа оставался месяц по п. 1, 2 ст. 86 127-ФЗ. В указанной ситуации назначается судебное заседание. На нем суд может вынести решение о прекращении производства по делу, если все требования были погашены, или определение об отказе в прекращении производства по делу (при выявлении непогашенной задолженности). Допускается и другой вариант, когда предполагается досрочное прекращение этапа финансового оздоровления.

В указанных случаях административный управляющий созывает собрание кредиторов, и оно будет определять дальнейшие действия в отношении должника, а также то, с каким ходатайством кредиторы будут обращаться к суду по п. 2, 3, 4 ст. 87 127-ФЗ.

Таким образом, финансовое оздоровление – это процедура реабилитации компании-должника, которая вводится по ходатайству собрания кредиторов или должника и направленная на предотвращение банкротства. В ее рамках предполагается введение льготного режима деятельности по отношению к должнику и утверждение в отношении него графика погашения долгов. Такой график, по сути, предполагает рассрочку в исполнении долговых обязательств. Законодательно установлен только максимальный период для введения в компании этапа финансового оздоровления. Он составляет не более 2 лет, но данный этап допускается ввести и на меньший срок. Также должник может исполнить обязательства по графику досрочно.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица. Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику. На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

Процедура санации отличается от внешнего управления тем, что в процессе её проведения руководство предприятия не отстраняется от своей деятельности. Менеджмент может как раньше контролировать работу предприятия, но с некоторым ограничениями.

В процессе проведения ФО организация должна рассчитаться по своим долгам, в противном случае заимодатели инициируют введение следующей стадии банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

Таблица. Права и обязанности участников ФО

Участник Права Обязанности
Должник инициирование начала процедуры ФО;

контроль функционирования компании с некоторым ограничениями;

обжалование судебных решений

составление плана и методологии ФО;

соблюдение графика, сроков погашения долгов в установленных размерах;

составление отчётности для управленца

Заимодатели получение выплат по своим претензиям согласно утверждённого графика;

инициирование отстранения руководства должника или управленца;

ознакомление с отчётностью должника и управленца

соблюдение норм, предусмотренных Законом «О несостоятельности»
Управляющий требование у должника документов и отчётности;

введение ограничений на сделки должника;

направление в суд ходатайств

составление реестра заимодателей;

мониторинг исполнения плана ФО;

составление отчёта по результатам ФО

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

Окончание финансового оздоровления и его последствия

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление – вот ещё одна фаза банкротства. Ее главной задачей считается восстановление платежеспособности должника, а также погашение скопившейся задолженности. Последнее происходит при наличии необходимых материальных ресурсов и в соответствии с утвержденным графиком погашения (ликвидации) задолженности.

Комплекс мер

В целом финансовое оздоровление, как стадия банкротства, представляет собой систему комплексных решений и мер, принимаемых с единой целью – спасение существующего бизнеса, вывод его из пагубной и кризисной ситуации.

Кто принимает решение

Решение о введении оздоровления принимает собрание кредиторов на основании должного ходатайства, которое вправе заявлять сам должник (учредители), собственник имущества банкрота, государственные органы и третьи лица в определённых законом ситуациях. Ходатайство необходимо подать не позднее, чем за 15 дней до даты проведения собрания. К нему должен прилагаться план погашения (частично или полностью) задолженности и прочие сопутствующие документы, например, сведения об обеспечении исполнения обязательств. Итоговое решение о введении фазы финансового оздоровления принимает арбитражный суд.

На какой срок?

Два года – вот максимальный срок для периода финансового оздоровления.

Управляющий

Главным действующим лицом на стадии оздоровления является административный управляющий. Он управляет деятельностью должника. Однако его полномочия не безграничны. Свои функции управленец начинает реализовывать с момента утверждения его кандидатуры судом и действует до прекращения стадии оздоровления. От выполнения полномочий административный управляющий может быть также отстранен судом. Иногда прекращение его полномочий обусловлено удовлетворением всех требований кредиторов в рамках оздоровления и на основании плана погашения задолженности.

Если же финансовое оздоровление будет заменено другой стадией банкротства – внешним управлением или конкурсным производством, то административный управляющий руководит деятельностью должника вплоть до утверждения кандидатуры внешнего или конкурсного управляющего соответственно.

Должник (а точнее руководство компании – банкрота) не вправе совершать без согласия управляющего ряд сделок.

План финансового оздоровления

Важнейшим документом финансового оздоровления как ключевой фазы банкротства является план выхода из кризисной ситуации. Данный документ готовится учредителями организации – банкрота и собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен предусматривать различные методики выявления и получения, необходимых для погашения задолженности финансовых средств. Помимо плана оздоровления особое внимание заслуживает и сам график погашения долгов (требований кредиторов). В него вносятся все заявленные в надлежащем порядке требования кредиторов должника.

Последствия

Среди последствий данного этапа банкротства можно обозначить следующие:

1) Происходит прием заявленных в надлежащей форме требований кредиторов;

2) Отменяются все назначенные ранее обеспечительные меры;

3) Возможность для наложения ареста на активы должника имеется только в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве;

4) Приостанавливается исполнение имущественных взысканий по исполнительным документам, за некоторым исключением;

5) Перестают «капать» штрафы, пени и прочие санкции по обязательствам и платежам и т.д.

Финансовое оздоровление может быть прекращено раньше срока или в соответствии с намеченным планом. Однако по его итогам арбитраж принимает одно из следующих решений:

1) О прекращении производства по делу, если не имеется непогашенной задолженности, и отсутствуют жалобы от кредиторов;

2) О введении следующего периода – внешнего управления, когда нет реальной возможности для возрождения платежеспособности должника;

3) О признании неплательщика банкротом и об открытии фазы конкурсного производства.

15. внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление как процедура несостоятельности

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным и неспособным выполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами, совсем необязательно, что его ликвидируют. К компании-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления.

Внешнее управление – это одна из реабилитационных процедур в отношении компании-должника, наряду с финансовым оздоровлением. Закон о несостоятельности содержит цель такого управления: восстановить платежеспособность банкрота (статья 2).

Если арбитражный суд сочтет, что определенные мероприятия, примененные к должнику, могут привести к цели извлечения финансовой выгоды, то он вводит в компании данную процедуру. Ее результатом должно стать восстановление положения компании на рынке и погашение всех кредиторских требований.Обычно суд нацелен на решение в пользу внешнего управления, если есть основания предполагать, что именно неумелое руководство предприятия завело его в финансовую несостоятельность обременив долгами.

Таким образом, такая мера направлена не на ликвидацию, а на спасение бизнеса потенциального банкрота.

Срок внешнего управления

Внешнее управление – не бесконечно и может быть введено максимально на полгода. Но при определенных условиях этот срок может быть продлен вплоть до 1,5 лет. Именно такими временными рамками обычно и ограничивается данная процедура.

Но есть и особые случаи, для которых законодатель предусмотрел еще более широкие временные рамки. Речь идет о градообразующих предприятиях, ликвидация которых может иметь серьезный социально-экономический эффект для региона. При наличии ходатайств от органов местного самоуправления срок внешнего управления может продлиться на градообразующем предприятии до 2,5 лет.

Кроме градообразующих предприятий на продление процедуры могут рассчитывать фермерские хозяйства. Судом устанавливается такой срок, в течение которого может быть выращен и собран урожай. К общему сроку внешнего управления в 18 месяцев может быть добавлен еще год. Это делается в исключительных случаях процедуры банкротства, когда на деятельность должника повлияли стихийные бедствия.

Внешнее управление вводится на предприятии по решению 1-го собрания кредиторов или при вынесении соответствующего постановления судом (ст.75). Обоснованием инициации на предприятии данной реабилитационной процедуры является наличие шансов для восстановления финансового положения должника.

Для кредиторов введение процедуры имеет свои преимущества. Так, у них появляются шансы полностью вернуть все свои деньги. Тогда как в случае начала конкурсного производства и реализации имущества с молотка вырученных средств может не хватить для погашения всего объема задолженности.

Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой. Так, они вводятся в отношении юрлиц и преследуют цель сохранения должника как рыночного субъекта. Обе процедуры предполагают льготные условия ведения деятельности для банкрота и вводятся по решению суда или первого кредиторского собрания.

Между тем, принципиальным отличием между двумя процедурами является такой аспект: кто именно будет организовывать финансово-экономическую реабилитацию должника. В случае с управлением это внешний профессиональный управляющий, тогда как при оздоровлении – сам менеджмент организации (хоть и с ограничениями в плане полномочий).

Отличаются эти процедуры и по методам. Финансовое оздоровление — это по сути рассрочка для погашения долгов под определенные гарантии, тогда как при управлении используется комплекс мероприятий по изменению стратегии ведения бизнеса юридического лица.

Особенности внешнего управления выражаются в создании на предприятии особых экономически-правовых условий, в числе которых:

прекращение полномочий действующего руководства – оно полностью лишается контроля над компанией;

переход управления в руки внешнего управляющего, назначенного судом;

на предприятии внедряется мораторий на удовлетворение требований кредиторов;

управляющий может отказаться от невыгодных сделок и не исполненных договоров.

В указанный период на имущество юрлица не может быть наложен арест и прочие ограничения.

В течение 30-ти дней после назначения управляющего он обязан разработать план реализации нормализации финансового состояния и представить его на утверждение собранию кредиторов. После его рассмотрения и одобрения план передается в суд.

План избежания банкротства юридического лица включает комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника. Он может включать следующие меры:

переориентация производства на новые направления (перепрофилирование), если прежняя продукция неконкурентоспособна;

закрытие нерентабельных производственных направлений;

решение проблем с дебиторской задолженностью или переуступка прав требования;

продажа какого-либо имущества или особенного производственного комплекса;

увеличение уставного капитала;

размещение дополнительных акций.

Управляющий может использовать иные меры по восстановлению платежеспособности на стадии внешнего управления. Например, оспорить ряд сделок, направленных на вывод активов или являющихся убыточными.

Мораторий на требования кредиторов

На весь период процедуры внешнего управления вводится мораторий на погашение кредиторских требований. Он предполагает приостановку начисления штрафов и процентов, а также иных экономических санкций, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств (точнее их начисление происходит по ключевой ставке ЦБ). Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры.

Данное ограничение не распространяется на долги по зарплате, авторским гонорарам, алиментам.

Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

Внешний управляющий назначается (освобождается) от должности по решению арбитража. Он имеет право свободно распоряжаться имуществом предприятия в соответствии с утвержденным планом, отказываться от договорных обязательств и направлять в суд ходатайства о признании сделок недействительными.

В число его обязанностей входит инвентаризация и управление имуществом компании-должника, разработка плана управления, ведение бухучета, ведение реестра требований кредиторов и предоставление отчета о выполнении плана.

Последствия введения внешнего управления

По результатам процедуры арбитраж выносит одно из следующих решений:

закрытие дела о банкротстве;

отказ от утверждения отчета и назначение нового управляющего.

Решение суда зависит от того, удалось ли в результате реабилитационной процедуры добиться восстановления платежеспособности. Если указанная цель достигнута, то компания переходит к расчетам со всеми кредиторами и после чего дело о банкротстве прекращается. На этот этап отводится не более полугода. Предприятие может дальше спокойно вести свою деятельность.

Если финансовую стабильность так и не удалось восстановить, то суд отказывает в утверждении представленного отчета.

В такой ситуации суд может решить, что результаты связаны с неудовлетворительной работой управляющего и назначить нового. Либо он даст ему еще один шанс и продлит сроки внешнего управления.

Если же судья посчитает, что финансовое положение так и не удастся восстановить, то открывается конкурсная процедура, которая ведет к ликвидации компании.

16. конкурсное производство как процедура банкротства

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8788 – | 7510 – или читать все.

188.163.64.23 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника – унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения :

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств – сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года .

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства.

Jurist_arbitr – 09/11/2013 31/05/2017

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия, нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой взыскания задолженности, поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Источники:
http://pred-pravo.ru/finansovoe-ozdorovlenie-kak-procedura-bankrotstva/
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/finansovoe-ozdorovlenie-2.html
http://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/finansovoe-ozdorovlenie/
http://studopedia.ru/20_21901_finansovoe-ozdorovlenie-kak-protsedura-bankrotstva.html
http://jurkom74.ru/ucheba/finansovoe-ozdorovlenie-kak-protsedura-bankrotstva
http://jurist-arbitr.ru/bankrot/procedura-bankrotstva-predpriyatiya-etapy-sroki-i-celi-procedury-bankrotstva/
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/glava-9-fz-127.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию