Что собой представляет СРО арбитражных управляющих, и каковы цели ее деятельности?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Что собой представляет СРО арбитражных управляющих, и каковы цели ее деятельности?

В рамках процесса признания юридического лица финансово несостоятельным важнейшее значение принадлежит назначенному судом арбитражному управляющему. В его руках сконцентрирован ряд важнейших полномочий в деле о банкротстве. К обязательным условиям для допуска управляющего к работе относят наличие у него членства в одной из саморегулируемых организаций (СРО).

Понятие и цели

Согласно ст. 20 127-ФЗ, арбитражные управляющие не могут осуществлять свою профессиональную деятельность, если они не входят в одну из СРО. СРО, по сути, заменили институт лицензирования в России и передали регулирующие и надзорные функции в некоторых сферах в пользу некоммерческих организаций от государства.

СРО арбитражных управляющих – это саморегулируемая некоммерческая организация, в основе которой лежит членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Данный вид СРО имеет целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

СРО финансируется из единовременных и регулярных членских взносов. Среди них могут значиться вступительные, членские, целевые взносы, пожертвования, доходы от оказания услуг и продажи информационных сведений.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

СРО обладает собственными органами управления. Деятельность СРО подконтрольна государству и базируется на следующей нормативной базе:

  1. ФЗ-127 «О несостоятельности» от 2002 года (так, в ст. 2 содержится официальное определение СРО, в ст. 21 – 26.1 приведены требования и нюансы работы СРО).
  2. ФЗ-315 «О СРО» от 2007 года.
  3. Приказ МЭР РФ «О порядке ведения единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих» от 2010 года №284.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом» №365 от 25.06.2003.

В перечне целей и базового функционала СРО представлены (с учетом положений ФЗ-315 «О СРО»):

  1. Разработка требований к управляющим для членства в СРО.
  2. Перечень стандартов и правил профессиональной управленческой деятельности.
  3. Контроль за соблюдением законодательных требований.
  4. Ведение реестра арбитражных управляющих, обеспечение сохранности всех документов.
  5. Проведение анализа деятельности всех членов по материалам отчетности, утвержденным в СРО.
  6. Применение мер воздействия (включая дисциплинарное наказание) для членов СРО.
  7. Рассмотрение жалоб на управляющих СРО, которые принимают участие в процедуре банкротства.
  8. Представление интересов членов СРО в рамках взаимоотношений с органами государственной власти.
  9. Подача исковых заявлений для отстаивания законных интересов СРО и ее членов.
  10. Формирование компенсационный фонд для возмещения полученных убытков, которые были получены при исполнении управляющим своих обязанностей по п. 2 ст. 25.1 ФЗ-127.
  11. Контроль за квалификацией членов СРО: организация повышения их квалификации, профессионального обучения, стажировки и аттестации.
  12. Прочие функции СРО.

Требования для включения в специальный реестр

В СРО арбитражных управляющих может зарегистрироваться абсолютно любая некоммерческая организация данного профиля, но она должна соответствовать ряду требований.

Перечень требований к СРО приведен в п.2 ст. 21 127-ФЗ. Он включает:

  1. Наличие не менее 100 арбитражных управляющих в составе СРО, которые соответствуют условиям членства в организации.
  2. Участие ее членов не менее, чем в 100 процедурах, посвященных делам о банкротстве. При этом учитываются незавершенные процедуры, но исключаются процессы о признании банкротом отсутствующего должника.
  3. Наличие компенсационного фонда, который соответствует требованиям ст. 25.1 127-ФЗ. Размер такого фонда не может быть менее 200 тыс. р. на каждого члена, а минимальный размер установлен законом как 50 млн р.
  4. Наличие обязательных для выполнения стандартов и регламентов профессиональной деятельности управляющих.
  5. Создание органов управления и специализированных органов СРО. Их функционал и компетенции должны соответствовать требованиям ст. 21.1 127-ФЗ.

Управляющий должен в обязательном порядке застраховать свою ответственность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как вступить в реестр

Законодательство о банкротстве требует, чтобы СРО не только отвечала определенному ряду требований, но и состояла в специальном реестре СРО. Сведения о СРО включаются в единый государственный реестр в течение 15 дней после представления в надзорный орган установленного комплекта сведений.

В качестве уполномоченной за ведение реестра инстанции выступает Росреестр. Он осуществляет регистрацию СРО на основании проверки комплекта документов, указанного в п. 4 ст. 22.2 127-ФЗ.

Комплект состоит из следующих документов:

  1. Заявление НКО о включении в реестр СРО управляющих с обязательным указанием на ОГРН и ИНН.
  2. Копии учредительной документации СРО.
  3. Положения, регулирующие деятельность органов НКО, стандарты и правила профессиональной деятельности.
  4. Копия свидетельства о госрегистрации.
  5. Перечень членов СРО с указанием их ФИО, даты и места рождения, паспортных данных на бумажном и электронном носителях.
  6. Копии заявлений управляющих о вступлении в ряды СРО.
  7. Копии документов, подтверждающих гражданство членов СРО.
  8. Копии дипломов о высшем образовании всех управляющих.
  9. Копии документов, подтверждающих сдачу управляющим теоретического экзамена.
  10. Заверенные копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих стаж руководящей работы.
  11. Копии документов, которые подтверждают прохождение стажировки как помощника управляющего.
  12. Заверенные копии справок о неприменении в отношении всех членов наказания в виде дисквалификации.
  13. Заверенные НКО копии деклараций управляющих о том, что в отношении них не проводится процедура банкротства.
  14. Копии справок об отсутствии судимости.
  15. Документы, которые подтверждают участие ее членов не менее, чем в 100 процессах.
  16. Документы, подтверждающие наличие и размер компенсационного фонда.
  17. Заверенные НКО копии договоров обязательного страхования ответственности в отношении каждого управляющего.

СРО приобретает свой правовой статус только после поступления сведений о ней в реестр.

Где можно ознакомиться с перечнем СРО

Сведения о СРО арбитражных управляющих могут понадобиться как самому профессиональному участнику процедуры банкротства для выбора подходящей организации, так и кредиторам, уполномоченным органам или самому должнику. Дело в том, что при подаче заявления о банкротстве инициатор процедуры должен указать суду на предпочтительную СРО, из которой будет выбран управляющий, либо непосредственно на управляющего.

В отношении каждой СРО заведена карточка организации с подробной информацией для ознакомления, которая включает следующие сведения:

  1. Наименование СРО.
  2. Ее реквизиты: ИНН, ОГРН, юридический и фактический адреса.
  3. Размер компенсационного фонда (по данным СРО и Росреестра).
  4. Дата изменения компенсационного фонда.
  5. Данные о руководителе.
  6. Количество управляющих в составе.
  7. Контактные сведения.

При выборе СРО стороны обычно ориентируются на размер компенсационного фонда, длительность работы организации на рынке (год создания СРО), наличие членства в реестре, судебные решения, в которых СРО выступала ответчиком по делам о возмещении ущерба.

Таким образом, 127-ФЗ требует, чтобы все арбитражные управляющие в деле о банкротстве состояли в некоммерческой организации – СРО управляющих. СРО должна соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 21 127-ФЗ, и состоять в государственном реестре СРО. СРО представляет интересы участников профессиональной деятельности и регулирует их работу в целях недопущения нарушений действующего законодательства о банкротстве.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Что собой представляет саморегулируемая организация арбитражных управляющих?

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) представляет собой некоммерческую компанию, участники которой имеют статус арбитражных управляющих. Информация о ней должна быть внесена в специальный реестр. Только в этом случае деятельность будет признана легальной.

В общем, это некоммерческие организации, которые приобретают публично-правовой статус с момента внесения сведений о них в росреестр.

Общие нюансы, правовое регулирование

Основные признаки таких компаний:

  • некоммерческий характер деятельности;
  • базируется на членстве;
  • включена в единый государственный реестр, их полный список можно посмотреть на официальном сайте;
  • цель создания – регулирование и обеспечение работы ее участников.

СРО – это несамостоятельная организационно-правовая форма. Она регистрируется как некоммерческое партнерство.

Следующие нормативно-правовые акты регулируют порядок работы данной организации:

Применительно к СРО арбитражных управляющих наиболее полное регулирование производится ФЗ №127. Именно в нем закреплены особенности данной разновидности некоммерческих партнерств. Так, в ст. 2 представлено определение, в ст. 21-26.1 – нюансы работы.

Информация о подобных компаниях представлена на следующем видео:

Функции, права и цели деятельности

Можно определить следующие ключевые цели функционирования рассматриваемых СРО:

  • объединение арбитражных управляющих для надзора за их работой;
  • улучшение качества услуг, которые оказывают участники СРО;
  • представление необходимых сведений участникам.

Что касается функций, то они будут идентичны тем, которые действуют для прочих СРО. Законодатель утвердил их в ст. 6 ФЗ №315:

  • разработка и закрепление условий членства в СРО субъектов профессиональной деятельности;
  • применение мер ответственности к тем участникам, которые нарушили внутренние акты, принятые партнерством;
  • анализ результатов деятельности своих членов на основе тех отчетов, которые они предоставляют в порядке, утвержденном уставом;
  • представление интересов своих участников при взаимодействии с органами власти федерального, регионального или местного значения;
  • обучение, аттестация своих членов, если иное не утверждено в актах законодателя;
  • публикация в открытых источниках информации о деятельности своих членов;
  • контроль за выполнением правил и стандартов, а также условий членства в СРО;
  • рассмотрение жалоб, которые поступают на участников и касаются нарушения правил, стандартов или условий членства;
  • ведение реестра членов СРО;
  • создание компенсационного фонда для обеспечения ответственности по возмещению затрат, связанных с действиями участников.

Для реализации данных функций саморегулирующая организация наделяется правами (ст. 22 ФЗ №127):

  • представлять интересы своих членов в органах власти разного уровня;
  • подавать жалобы на действие или бездействие госслужащих, а также на любые документы, которые не соответствуют интересам ее членов;
  • участвовать в обсуждении проектов нормативно-правовых документов, госпрограмм, которые затрагивают интересы ее участников;
  • запрашивать в госорганах сведения, которые нужны для реализации функций, возложенных на СРО;
  • быть истцом в суде при рассмотрении дел о защите прав и интересов участников партнерства;
  • представлять ходатайства об отстранении или исключении членов СРО из участия в деле о банкротстве;
  • обжаловать решения суда об отстранении или исключении ее членов из дела о банкротстве.

Условия и основания для включения в реестр

Основания для внесения в реестр СРО определены в ст. 21 ФЗ №217:

  • не менее 100 участников должны отвечать требованиям членства, принятым данной организацией;
  • члены партнерства должны принять участие в 100 процедурах. Подсчет производится по всем делам, рассмотренным с участием данных арбитражных управляющих. При расчете учитываются и те процедуры, которые не были завершены на момент включения СРО в реестр. В 100 дел не вносятся процедуры, которые проводятся к отсутствующим должникам;
  • сформированный компенсационный фонд по правилам, утвержденным в законе;
  • принятие стандартов и правил СРО, которыми должны руководствоваться в своей работе ее члены;
  • создание органов управления и специальных органов в соответствии со ст. 21.1 данного ФЗ.

Итак, одним из оснований для включения организации в реестр признается соответствие ее членов обязательным требованиям. Данная информация расшифровывается в ст. 20 ФЗ №127. Чтобы вступить в СРО, арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • опыт работы на руководящей должности – не меньше 1 года, стажировка – не менее 2 лет (иные сроки могут быть утверждены СРО);
  • сдача специального экзамена;
  • отсутствие наказания, которое бы стало препятствием для работы в качестве управляющего (дисквалификация, запрет на занятие определённой деятельностью);
  • отсутствие судимости за умышленное деяние;
  • в течение предшествующих 3-х лет управляющий не был исключен из другой СРО по причине нарушения законодательства или стандартов организации;
  • наличие договора страхования ответственности.

Само некоммерческое партнерство может предусмотреть дополнительные требования к своим членам.

Компенсационный фонд – имущество, которое принадлежит СРО. Данные средства имеют целевое назначение. Они используются для компенсации ущерба, который был причинен в результате ненадлежащего выполнения или невыполнения обязанностей одним из участников. Фонд создается за счет членских взносов. Его минимальный размер составляет 20 млн. рублей (200 000 рублей на одного члена).

Как выбрать СРО?

В настоящее время создано и функционирует большое количество подобных партнерств. Арбитражный управляющий, который желает вступить в такую организацию, должен обратить внимание на следующие характеристики:

  • размер компенсационного фонда – если его сумма мала по сравнению с количеством участников, то данное партнерство может в скором времени объявить себя банкротом;
  • год создания. Срок существования – один из показателей эффективности компании;
  • членство в Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • судебные дела по возмещению ущерба, в которых СРО выступала на стороне ответчика. Следует обратить внимание на количество выигранных дел;
  • другие управляющие, которые уже выступают членами СРО. Ведь все участники некоммерческого партнерства будут нести ответственность за их действия.

Цель назначения арбитражного управляющего. Услуги арбитражного управляющего.

1. Определение арбитражный управляющий.

Арбитражный управляющий – это гражданин РФ, назначаемый арбитражным судом при рассмотрении дел по банкротству, с целью проведения самой процедуры банкротства, оценки финансово-хозяйственного состояния предприятия, в отношении которого ведётся дело, временного управления этим предприятием с целью его финансового оздоровления либо признания банкротом.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям:

  • • имеет высшее образование;
  • • имеет стаж руководящей работы (работа в качестве руководи¬теля юридического лица или его заместителя) не менее чем два года в совокупности;
  • • сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбит¬ражных управляющих;
  • • прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качест¬ве помощника арбитражного управляющего;
  • • не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяж¬кие преступления;
  • • является членом одной из саморегулируемых организаций.

2. Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — НКО, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управ¬ляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет функции:

    • • обеспечивает соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
    • • защищает права и законные интересы своих членов;
    • • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, процедур банкротства;
    • • содействует повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

СРО арбитражных управляющих имеет право осуществлять по отношению к своим членам другие предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

Федеральная Служба Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии производит регистрацию СРО арбитражных управляющих, ведет их реестр, присваивает номера регистрации действующих арбитражным управляющим.

Саморегулирование организаций (СРО) арбитражных управляющих регулируется следующими НПА:

  • • Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  • • Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  • • Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • • Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • • Постановлением Правительства от 30 февраля 2005 года № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Преимущества СРО:

    1. СРО арбитражных управляющих защищает права и законные интересы ее членов;
    2. Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
    3. Членство в СРО ведет к взаимной поддержке ее членов;
    4. СРО помогает в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
    5. СРО арбитражных управляющих осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в НПА, которые затрагивают профессиональных участников, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности арбитражных управляющих.

3. Цель назначения арбитражного управляющего.

Цель назначения арбитражного управляющего и его основная обязанность – обеспечить прозрачность финансового состояния должника, обеспечение порядка принятия решений, и в процедуре внешнего управления восстановить платежеспособность организации – должника с целью продолжения ее деятельности. При назначении арбитражным судом управляющего должник и кредитор вправе предложить свои кандидатуры на эту должность. Если имеется несколько кандидатур, арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе.

Арбитражный управляющий руководит компанией – должником, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами РФ руководителю компании; отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению компанией – должником; принимает на работу и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде; распоряжается имуществом должника; созывает собрание кредиторов; разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и организует его выполнение; выполняет другие функции, предусмотренные Законом о банкротстве. Управляющий завершает внешнее управление имуществом должника путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд. Основанием для такого заявления является восстановление платежеспособности организации-должника либо убеждение в том, что такая цель не может быть достигнута.

Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

    1. которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
    2. в отношении которых введена процедура банкротства;
    3. которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
    4. которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Федеральным законом, права занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую
    5. деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров и управлять делами или имуществом других лиц;
    6. которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

4. Услуги арбитражного управляющего

Услуги арбитражного управляющего согласно основаны на его общих правах и обязанностях (п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве) при осуществлении своих полномочий при проведении любых процедур. Арбитражный управляющий оказывает следующие услуги:

  • – составляет план проведения банкротства компании;
  • – производит анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • – производит инвентаризацию имущества фирмы и её дочерних предприятий;
  • – оценивает имущество фирмы;
  • – производит анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
  • – принимает меры по сохранности имущества;
  • – рассчитывается с кредиторами;
  • – проводит собрания кредиторов;
  • – и т.д.

Существуют специальные нормы регулирующие услуги арбитражных управляющих, которые разнятся от процедуры к процедуре, применяемых в деле о несостоятельности должен действовать разумно и добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества. Так как у лиц, участвующих в деле, интересы абсолютно не совпадает, поэтому целью института банкротства является гарантия соблюдения баланса их законных интересов и прав.

  1. • Если назначен временный управляющий, он должен изучить текущее состояние дел на предприятии и пути восстановления платежеспособности, данные сведения по истечении установленного срока доносит до собрания кредиторов, на котором принимается решение о дальнейшей судьбе должника.
  2. • Если назначен административный управляющий, то он выполняет контролирующие функции и по сути следит за исполнением двух документов (плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности), на которых основывается данная процедура;
  3. • Если назначен внешний управляющий, то он берет руководство предприятием полностью на себя, проводя полную инвентаризацию и разрабатывая план внешнего управления;
  4. • Если назначен конкурсный управляющий, то на нем лежат обязанности по обеспечению сохранности имущества и расчетам с кредиторами, в случае когда восстановить платежеспособность предприятия невозможно.

5. Правовой статус арбитражного управляющего.

Правовой статус арбитражного управляющего – это правовое положение арбитражного управляющего относительно лиц, с которыми он вступает в правоотношения, определяемое соответствующими признаками.

Лица, с которыми арбитражный управляющий вступает в правоотношения:

    • • СРО, в которой состоит арбитражный управляющий,
    • • арбитражный суд,
    • • должник,
    • • кредиторы,
    • • уполномоченные органы,
    • • орган по контролю (надзору)

К этому перечню можно добавить другие лица:

    • оценщик,
    • организатор торгов,
    • реестродержатель,
    • аудитор,
    • лица, привлеченные арбитражным управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей.

Источники:
http://znaybiz.ru/zakrytie-i-preobrazovanie/bankrotstvo/samoreguliruemaya-organizaciya-arbitrazhnyh-upravlyayushhih.html
http://arbir.ru/articles/a_2758.htm
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/srok-davnosti.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию