Общая характеристика процедуры банкротства гражданина и ее правовое регулирование

Правовое регулирование процедуры банкротства по российскому законодательству

Основы для правового регулирования процедуры банкротства заложены в Конституции Российской Федерации. В ней закреплены принципы, применение которых положено в действующей концепции банкротства. Рассмотрим их подробнее:

– на принципе признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ) базируется регулирование взаимоотношений между кредиторами и должниками;

– принцип недопустимости лишения своего имущества иначе, кроме как по решению суда (часть 3 ст.35 Конституции РФ). Этот принцип защищает имущество должника от произвола со стороны кредиторов, при отсутствии согласия должника на ее отчуждение;

– принцип ограничения прав и свобод гражданина федеральным законом только в той степени, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции). Этот принцип находит своё выражение, в частности, в моратории на удовлетворение требований кредиторов в ходе проведения процедуры банкротства.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определяется само понятие «юридическое лицо», закрепляются виды этих лиц (коммерческие и некоммерческие, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и т.д.), их основные права и обязанности, вводится само понятие «банкротство» и его основные признаки, составляющие его процедуры.

В правовом регулировании банкротства, в основном, участвуют следующие статьи ГК РФ:

  • – общие положения (Главы 1 и 2 Кодекса);
  • – статьи, регулирующие банкротство предпринимателя (ст.25), вопросы ликвидации и банкротства юридических лиц (статьи 61 – 65);
  • – об ответственности юридических лиц и должностных лиц, определяющих деятельность последних (статьи 53, 56, 399, 105);
  • – статьи, регулирующие правовое положение учредителей (участников) должника (п.1 ст.95, п.1 ст. 87, п.1 ст.96 и др.);
  • – статьи, регулирующие правовой статус лиц, участвующих в процедуре банкротства (например, конкурсного управляющего – п.2 ст.182).

Кроме того, довольно часто при банкротстве используются статьи, определяющие основания недействительности сделок, расположенные в параграфе втором главы девятой ГК РФ.

В Гражданском кодексе РФ многие другие нормы, хотя и не затрагивают непосредственно банкротство юридических лиц, играют зачастую определяющую роль в решении ряда сопутствующих банкротству вопросов.

Дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам, поэтому ход судебного процесса по делу о несостоятельности (банкротстве) полностью регулируется АПК РФ. Отдельная глава Арбитражного Процессуального кодекса РФ регламентирует особенности процесса рассмотрения дел о банкротстве в суде (Глава 28 АПК). Согласно ей (п.1 ст. 223) , «дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) дела о банкротстве». Там же указано, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено АПК. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели. Коллегиально дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются, если (п.2 ст.17 АПК РФ):

  • – дело направлено в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
  • – решение о коллегиальном рассмотрении принято председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

Наибольшее количество норм, регулирующих саму процедуру банкротства, содержится в Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Именно этот закон играет определяющую роль в правовом регулировании банкротства. Надо отметить, что ряд положений этого закона не согласуется с Гражданским кодексом, однако п.3 ст.232 Закона о банкротстве указывает, что нормы ГК РФ применяются лишь в той степени, в которой они не противоречат названному Закону. Таким образом, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ является основным по силе действия (после Конституции РФ), документом, регулирующим правоотношения, возникающие при проведении процедур банкротства юридических лиц.

Нормы Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным анализом этих норм с нормами ГК РФ, АПК РФ и других федеральных законов.

Так, п.4 ст.61 ГК РФ установлено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. А в п.3 ст.65 и п.5 ст.25 ГК РФ отмечается, что основания признания судом лица банкротом устанавливаются специальным Законом о банкротстве. Таким образом, в части оснований признания лица банкротом, включая порядок ликвидации юридического лица, нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам ГК РФ. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ).

Нормы Закона о банкротстве являются специальными и в отношении норм других законов. Так, принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных денежных средств между кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам Закона о банкротстве, а не по правилам общего Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство подлежит приостановлению в случае возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а в случае признания должника банкротом – прекращается (п.1 ст.22 Закона об исполнительном производстве, ст.63 Закона о банкротстве).

Специальный характер Закона о банкротстве проявляет себя и в соотношении с другими законами, например с Законом об акционерных обществах, поскольку в Законе о банкротстве предусмотрены специальные нормы о порядке размещения дополнительных обыкновенных акций должника (ст.114), замещении активов должника (ст.115) и некоторые другие Попондопуло В.Ф. (под ред.). Коммерческое (предпринимательское) право: учебник. 4-е изд. – М.: Проспект, 2009г. – с.130..

Законодатель выделяет особые категории должников, при проведении банкротств которых применяется специальное правовое регулирование, для этого создана специальная законодательная база. Такими категориями должников являются сельскохозяйственные товаропроизводители и кредитные организации (банки). Перечислим законы, регулирующие банкротство (несостоятельность) отдельных категорий юридических лиц:

  • – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • -ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропро-изводителей».

Источниками норм, регулирующих правоотношения субъектов, возникающие при проведении процедур банкротства юридических лиц также являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерств и ведомств в пределах их полномочий, касающиеся банкротства (несостоятельности), положения и инструкции Центробанка РФ, иные нормативные правовые акты.

Важную роль в формировании единообразной правоприменительной практики играют Постановления Пленума ВАС РФ, Информационные письма Президиума ВАС РФ. Вот некоторые выпущенные высшей судебной инстанцией документы:

  • – постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003г. №29 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • – постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004г. №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • – постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009г. №59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве»;
  • – постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013г. №88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»;
  • – информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. «О порядке рассмотрения заявлений должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве».

Рассмотрим порядок применения правовых норм при решении возникающих в процессе банкротства юридических лиц вопросов:

  • – если процедуре банкротства подвергаются отдельные указанные в законе категории юридических лиц (кредитные, страховые организации, предприятия-монополисты и т.д.), в первую очередь применяются специальные положения, касающиеся именно этих категорий юридических лиц. Эти нормы содержатся как в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так и в специальных законах;
  • – при банкротстве всех прочих юридических лиц, а также, во вторую очередь, и указанных в предыдущем абзаце организаций, (в случае неурегулированности каких-либо вопросов – субсидиарно) применяются общие положения Закона о банкротстве;
  • – в третью очередь применяются законы, на которых есть ссылки в Законе о банкротстве.

Пример: Имеется банкротство кредитной организации. Порядок удовлетворения требований кредиторов указан в ГК РФ, в Законе о банкротстве, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», причем во всех НПА очередность удовлетворения требований кредиторов разная. Однако с учетом приоритетности действия специальных норм над общими в данном случае будет применяться ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст.50.36), т.е. вне очереди будут погашаться текущие обязательства кредитной организации, определяемые согласно ст. 50.27 этого же Закона, причем очередность текущих платежей определяется статьей 855 ГК РФ. За внеочередными обязательствами, в первую очередь, будут удовлетворяться следующие требования:

  • – требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;
  • – требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и т.д.);
  • – требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • – требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Вывод: институт банкротства юридических лиц имеет комплексный характер. Наряду с нормами гражданского права нормы, относящиеся к банкротству, имеются и в других отраслях (исполнительное производство, финансовое и налоговое право и др.)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Понятие «банкротство» можно рассматривать как несостоятельность, то есть отсутствие средств у физического или юридического лица и отказ в связи с этим платить по своим долговым обязательствам, и как цивилизованную процедуру ликвидации организации, продажи ее имущества и расчетов с кредиторами. В системе гражданско-правовых отношений несостоятельность (банкротство) — один из способов ликвидации организации, то есть прекращения существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам, применяемый в случае, если стоимость имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов.

Первый Закон от 23.11.1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» выдвинул принцип банкротства предприятия только после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Широкое распространение в хозяйственной практике процедуры банкротства получили лишь во время действия Закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Действующим Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть как физическое, так и юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов в течение трехмесячного срока. Денежным обязательством является обязательство по уплате денежной суммы как по гражданско-правовому договору, так и по другим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ). Обязательные платежи представляют собой налоги, сборы, другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Признаком банкротства является неисполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока платежа. При этом сумма требования к юридическому лицу должна составлять более 100 000 руб., к физическому лицу — более 10 000 руб.

Закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) предусматривает для должника, помимо ликвидационной процедуры конкурсного производства, процедуры, позволяющие ему восстановить платежеспособность в особом правовом режиме (рис. 1.1.1): досудебная санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение (табл. 1.1.1).

Рис. 1.1.1. Взаимосвязь процедур банкротства

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анализа финансового состояния.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем организационных и экономических мероприятий, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Оно вводится в том случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового состояния организации явилось неудовлетворительное управление.

Мировое соглашение — договоренность сторон о размере, порядке и сроках исполнения и (или) о прекращении обязательств должника.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к признанному несостоятельным должнику, в целях удовлетворения требований кредиторов. Его целью является обеспечение интересов кредиторов путем соразмерного распределения конкурсной массы между ними. Конкурсная масса представляет собой все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе.

Интересы кредиторов в ходе процедур несостоятельности представляет собрание кредиторов — коллективный орган кредиторов, осуществляющий все действия в отношении должника от их имени. Собрание может избрать комитет кредиторов для выполнения своих функций.

Характеристика процедур, применяемых в деле о банкротстве, в России

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве

Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий

Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий

Основной целью хозяйственной деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в состоянии, когда долгов больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов либо помочь выйти должнику из кризиса.

Институт банкротства – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Необходимость его развития обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существенных убытков, а также содействовать выявлению политических и экономических приоритетов и ответственности.

Институт банкротства состоит из следующих основных частей:

1) правовая основа функционирования института банкротства – включает законы и подзаконные акты, а также методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства;

2) организационная основа – судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации, государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих;

3) финансовая основа является важнейшей составной частью функционирования института банкротства. Процедуры банкротства, в том числе судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счёт средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счёт средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Закона о банкротстве. Например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) – основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. В частности, в ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).

Основным юридическим документом, регламентирующим комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в действующей редакции (далее по тексту – Закон о банкротстве).

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

– Гражданским кодексом РФ;

– Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

– Трудовым кодексом РФ;

– Уголовным кодексом РФ;

– Налоговым кодексом РФ;

Существуют также и другие подзаконные нормативные правовые акты, помогающие регламентировать вопросы банкротства, в частности, постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1) сохранить жизнеспособность предприятия, т.е. с помощью юридических механизмов помочь организации, переживающей кризис, оставаться в деле, когда это более благоприятно для её собственников, чем уход из бизнеса;

2) обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной компании;

3) в качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать следующую: обеспечить наблюдение за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов предприятия, испытывающего финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Действие Закона о банкротстве распространяется на все физические и юридические лица, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

К юридическим лицам, прежде всего, относятся:

1) коммерческие организации, перечень организационно-правовых форм которых дан в гл. 4 ГК РФ:

  • хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
  • хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) почти все некоммерческие организации, поскольку практика показывает, что большинство некоммерческих организаций являются активными участниками хозяйственных отношений и в этом качестве ничем существенно не отличаются от коммерческих организаций.

Из всех коммерческих организаций исключение сделано только для казённых предприятий, т.е. государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Собственник их имущества несёт субсидиарную ответственность перед кредиторами, и в таких условиях не требуется защита интересов кредиторов путём применения процедур банкротства.

Учреждения, как и казённые предприятия, основаны на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители несут субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

1) градообразующих организаций – представляют собой юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения населённого пункта;

2) сельскохозяйственных организаций – это юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50 % общей суммы выручки;

3) финансовых организаций – это страховые компании, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) стратегических предприятий и организаций:

  • федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  • организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы;

5) субъектов естественных монополий – это организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии;

6) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика)

Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) либо по решению арбитражного (коммерческого) суда либо по собственному заявлению (добровольное банкротство), если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и эта задолженность не погашена в течение 3 месяцев.

Юридическое лицо может быть признано банкротом несмотря на наличие у него дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил.

признак банкротства

Наличие долгов в течение трех месяцев не менее ста тысяч рублей, в том числе задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Процедура банкротства может быть начата:

руководителем (исполнительным органом) юридического лица;

владельцем государственного юридического лица;

основателями (участниками) должника;

любой заинтересованной стороной (налоговыми органами, фондами социального назначения и т.д.);

Должник может быть объявлен банкротом только по решению суда.

Законом предусмотрены следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

1 Наблюдениеприменяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. Руководство должника продолжает осуществлять свои полномочия, однако с определенными ограничениями.

2 Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Внешнее управление осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом.

С момента введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника переходит к назначенному управляющему;

все полномочия органов управления должника переходят к управляющему; органы управления должника должны передать все балансы, другую бухгалтерскую и финансовую отчетность и документацию, печати и штампы, материальные ценности, оборудование внешнему управляющему;

снимаются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Все активы и имущество должника находятся в распоряжении временного управляющего. Сделки, размер которых превышает 20 процентов от балансовой стоимости активов, должны утверждаться собранием кредиторов.

Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов.

Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может принять решение:

прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;

отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство (это может быть сделано по просьбе собрания кредиторов);

утвердить мировое соглашение.

3 Конкурсное производство открывается судом и начинается с назначения судом конкурсного управляющего.

Срок конкурсного производства не может превышать 1 года. Этот срок может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев и более.

В ходе конкурсного производства все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность по оценке имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Конкурсный управляющий использует средства, полученные на аукционах, для удовлетворения требования кредиторов.

После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, которое конкурсный управляющий впоследствии представляет в орган, в котором был зарегистрирован должник. Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника последний считается ликвидированным.

4 Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имуществом должника. Мировое соглашение должно быть утверждено судом.

Общая характеристика процедуры банкротства гражданина и ее правовое регулирование

Чикишева Надежда Александровна

канд. юрид. наук, преподаватель ХПИ ФСБ России, г. Хабаровск

Правовой институт несостоятельности (банкротства) в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осущест­вляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и нерентабельно, которые, зачастую, заключая договор впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необхо­димость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, впоследствии полностью ликви­дировать их [3, с. 69].

«Под несостоятельностью (банкротством) понимается признан­ная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [6]. Таким образом, в этом понятии можно выделить формальный (признание судом или объявление должником) или материальный (неспособность исполнить указанные обязанности) элементы.

Наряду с понятием несостоятельности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на её признаки, которые различаются применительно к несостоятельности физических и юридических лиц [5].

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему иму­щества. В основу признаков банкротства физических лиц положен принцип неоплатности.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответ­ствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В основу признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатёжеспособности.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых других нормативных правовых актах.

Основанием системы правового регулирования несостоятель­ности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) индивиду­альных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ) и юридических лиц (ст. 65 ГК РФ).

Круг содержащихся в ГК РФ правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) участников имущественного оборота, не исчерпывается названными статьями. К числу таких норм, непосредственно регламентирующих эти правоотношения, должны быть отнесены положения о том, что в случаях, когда стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой органи­зацией (за исключением казенного предприятия) либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т. е. путем признания его банкротом (п. 4 ст. 61 ГК РФ); об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликви­дации юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 65 ГК РФ при несостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной ГК РФ на случай ликвидации юридических лиц (ст. 64 ГК РФ); о субси­диарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязатель­ные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 2 ст. 105 ГК РФ) и некоторые другие.

Закон о банкротстве (пп. 5—7 ст. 1) определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права [5].

Основополагающие принципы соотношения внутреннего законо­дательства и международного частного права установлены Консти­туцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ст. 7) [4].

Специфической чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение в него наряду с материально-правовыми нормами большого числа норм, относящихся к процес­суальному законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве) [1]. Принимая во внимание значительное своеобразие такой категории дел как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое число норм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная часть специальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» (ст. 28—55) [6]. Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона, в других его главах имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действия арбитражного суда и участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы применяется в приори­тетном по отношению к правилам, помещенным в главе III Закона о банкротстве, порядке.

Законодатель посчитал необходимым в целях обеспечения прав и законных интересов граждан придать положениям о несостоя­тельности (банкротстве) граждан особое значение по отношению к иным федеральным законам: если федеральные законы, принятые после введения в действие Закона о банкротстве, будут изменять правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банк­ротством) граждан, их применение будет возможным только после внесения соответствующих изменений в текст Закона о банкротстве.

К правоотношениям по несостоятельности (банкротству) приме­няются: ст. 195—197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за неправомерные действия при банкрот­стве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; арбит­ражно-процессуальный кодекс РФ, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.

В пласт законодательства о банкротстве входят также Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Отдельно стоит отметить ведомственные нормативные акты, в частности инструкции, разъяснения и письма Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и Центрального банка России.

Правовое регулирование процедуры банкротства ИП

Статья о процедуре банкротства ИП, в которой рассказывается о причинах, этапах и последствиях признания должника финансово несостоятельным.

Признание полной финансовой несостоятельности индивидуального предпринимателя в порядке судебного производства предполагает поэтапное осуществление процедур, направленных на погашение зафиксированной судом суммы долга. Получение статуса банкрота юридически обосновывается по причине потери платёжеспособности, что приводит к возникновению крупных задолженностей перед кредиторами. Речь идет о личных долгах физического лица и финансовых обязательствах, которые появились во время выполнения предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование банкротства ИП

Регулирование всех вопросов и особенностей процедуры на федеральном уровне осуществляется за счет ФЗ No127, претерпевшего серьезные изменения в 2015 году. Новые положения, вступившие в силу несколько лет назад, призваны регламентировать одновременно процесс банкротства граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП). Закон в новой редакции предполагает, что при наличии у любого должника соответствующего статуса происходит возбуждение исключительно одного дела, в рамках которого свои претензии к предпринимателю выдвигают все кредиторы. Ситуация с одновременным рассмотрением нескольких дел о банкротстве законодательством не допускается. Даже если некоторые из кредиторов не имеют претензий к должнику, они обязаны принять участие в запланированной процедуре, поскольку в противном случае любые финансовые обязательства перед этими лицами будут автоматически списаны судом.

Основания для банкротства и условия обращения в суд

Инициатором процедуры банкротства может стать конкурсный кредитор, официальный представитель уполномоченного государственного органа и индивидуальный предприниматель. Обращение в арбитражный суд предполагает грамотное заполнение заявления по общепринятому образцу и предоставление доступных документальных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков банкротства ИП.

Закон о банкротстве определяет следующие основания для признания неплатежеспособности ИП:

1. Неспособность выполнять полученные раннее финансовые обязательства по внесению регулярных платежей.

2. Размер совокупного долга выше полумиллиона рублей за вычетом штрафов и пеней.

3. Игнорирование требований по внесению регулярных платежей на протяжении трех или более месяцев.

Во-первых, прежде чем передать материалы дела в суд, кредитор не обязан предупреждать о своем намерении.

Во-вторых, в сумму задолженности ИП могут включаться обязательства, которые никак не связанные с ведением организованной ранее предпринимательской деятельности.

В-третьих, при реализации полученного права неплательщика на самостоятельное признание банкротства размер любых невыполненных ранее обязательств вообще не имеет какого-либо значения. Обоснованность заявления в этом случае оценивается судом с учетом сопутствующей информации о текущей платёжеспособности гражданина.

Нарушения при подаче документов спровоцируют остановку заявления без движения. Отсутствие доказательной базы приведет к признанию процедуры необоснованной с последующим отказов в дальнейшем рассмотрении материалов дела.

Процедура банкротства предпринимателя

Допустим, арбитражный суд принял в обработку заявление об официальном признании несостоятельности ИП. Что ждет должника? Процедура банкротства обойдется примерно в 100 тысяч рублей и несколько лет непрерывных споров с кредиторами. Придется тесно сотрудничать с надежным финансовым управляющим, экономить каждую копейку и при малейшей возможности добровольно погашать задолженность. Штрафы перестанут начисляться. Финансовые возможности должника ограничиваются управляющим, поэтому от дополнительных затрат придется отказаться.

Каждый кредитор, которому задолжал индивидуальный предприниматель, может выдвинуть требования на протяжении 60 дней с момента признания обоснованным полученного заявления о банкротстве. Если указанные в законодательстве сроки проигнорированы по вполне уважительной причине, их можно восстановить в суде. Отказ нескольких кредиторов от требований не является веским основанием для умышленного прекращения судом рассмотрения материалов дела о несостоятельности.

Финансовые вопросы

На ранних этапах процедуры следует уточнить условия распределения затрат, ведь банкротство – далеко не самое дешевое мероприятие. Судебные издержки и вознаграждения привлеченному арбитражному управляющему, возмещаются вне очереди из полученной конкурсной массы. Когда у должника нет достаточного для погашения текущих и будущих расходов имущества, заявление остается без движения. Управляющий обязан привлекать экспертов, услуги которых требуются для ведения дела. В конечном счете на этапе продажи имущества приходится платить за работу оценщиков. Услуги нанятого для защиты интересов всегда оплачиваются из кармана должника по индивидуально согласованному тарифу.

Реструктуризации долгов

Процедура поэтапной реструктуризации фиксированной суммы долгов ИП – это своеобразный аналог санации для юридических лиц с поправкой на правовые тонкости банкротства гражданина. Планированием и воплощением в жизнь процедуры занимается выбранный на подготовительном этапе управляющий. Проект эффективной реструктуризации утверждается должником, судом и каждым кредитором. Если одна из сторон не согласна с отдельными условиями, план отправляется на доработку.

На этапе реструктуризации предприниматель столкнется с жестким контролем со стороны управляющие. На совершение любого рода финансовых сделок нужно получать предварительное разрешение эксперта. Любые нарушения караются штрафными санкциями, а несогласованные операции признаются недействительными с правовой точки зрения. Как и в случае с банкротством гражданина, длительность реструктуризации ИП составляет около трех лет.

Реализация имущества

Если реструктуризация не дала желаемых результатов или часть задолженностей осталась неоплаченной, стороны приступают к реализации имущества. Этот процесс может занять от пары месяцев до нескольких лет.

Одной из отличительных характеристик исполнительного производства во время погашения долгов является коррекция перечня имущества предпринимателя, предназначенного для изъятия и продажи. Банкротство ИП в этом плане больше напоминает признание финансовой несостоятельности юридического лица, поскольку для возмещения убытков используются предметы, которые требуются для осуществления полноценной предпринимательской деятельности, в том числе рабочее оборудование, инструменты и уникальные запатентованные технологии (нематериальные активы).

Отличительные черты банкротства ИП

Признание финансовой несостоятельности ИП регулируется совместно с банкротством физических лиц (далее ФЛ), однако имеет несколько отличительных характеристик. Например, на этапе реализации имущества можно расширить перечень вещей, пригодных к продаже. Разнятся также последствия, поскольку предприниматели сталкиваются со многими дополнительными ограничениями после официального получения статуса банкрота.

Поскольку нельзя одновременно вести по отношению к человеку процесс банкротства для ИП и ФЛ, иногда процедура рассматривается в качестве одного из рычагов влияния на кредиторов. Неплательщик может лично выбрать подходящий вариант для признания своей неплатежеспособности. Предприниматель, который идет на опережение кредитора, инициируя процесс банкротства ФЛ, может получить выгоду от выбранной процедуры.

Важно! Если должник планирует в ближайшем будущем заниматься предпринимательской деятельностью, квалифицированные юристы рекомендуют отказаться от процедуры судебного признания несостоятельности ИП. К тому же при продаже долевой собственности на открытых торгах предприниматель теряет первостепенное право выкупа.

Особенности банкротства ИП:

1. Изначально процедура банкротства ИП ведется по долгам, связанным с предпринимательской детальностью. Кредиторы, перед которыми неплательщик имеет личные долги, присоединяются к процессу уже на этапе активного ведения судебных разбирательств. Однако их требования из конкурсной массы покрываются в первую очередь. Долги по зарплате сотрудникам относятся к основным обязательствам предпринимателя.

2. Необходимое для осуществления потенциально прибыльной предпринимательской деятельности имущество разрешается реализовать для погашения долга в порядке, который регламентируется нормами законна для юридических лиц.

3. Требования, не связанные с ведением законной предпринимательской деятельности, остаются в силе даже после признания ИП банкротом. Кредитор может их дополнительно заявить через суд после окончания процедуры.

4. Признанное банкротом ИП автоматически теряет свою регистрацию. Происходит аннулирование всех выданных ранее лицензий и разрешений. Ведение предпринимательской детальности прекращается.

5. Новое ИП запрещается регистрировать на протяжении пяти лет с момента получения официального статуса банкрота.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность связана с крупными затратами, поэтому указанный в заявлении размер долгов неплательщика, обычно сильно превышает 500 тысяч рублей. К тому же количество кредиторов может достигать нескольких дюжин, ведь предприниматели часто работают с партнерами по схеме оплаты товаров и услуг в долг. Ну и, конечно же, отдельное внимание заслуживают задолженности по налогам.

Таким образом, процедура банкротства ИП имеет свои отличительные черты, хотя и регулируется нормами законодательства в области признания финансовой несостоятельности обычных физических лиц. Предприниматели часто сталкиваются с дополнительными рисками, неся ответственность за ошибки практически всем имуществом.

Чтобы избежать проблем с законом, достаточно наладить четкую систему выплат кредиторам. Всегда можно договориться об отсрочке платежей или добровольном погашении задолженности. Избежать банкротства в разы проще, чем признать факт полной финансовой несостоятельности, поэтому приступить к этой процедуре рекомендуется, если только индивидуальный предприниматель не видит абсолютно никаких перспектив в плане восстановления платёжеспособности. В остальных случаях оптимальным решением будет заключение взаимовыгодного мирового соглашения с кредиторами.

Система и источники правового регулирования банкротства

Система правового регулирования банкротства — это структура, внутреннее строение института банкротства. Несмотря на то что конкурсное право является не отраслью права, а сложным правовым институтом, части которого могут, согласно теории права, именоваться лишь субинститутами, представляется возможным выделить в его составе общую и особенную части (рис. 1.1). Это обусловлено прежде всего структурой системообразующего источника института банкротства — Закона о банкротстве.

Рис. 1.1. Система института банкротства

Общая часть объединяет нормы о понятии и признаках несостоятельности; субъектах правоотношений, связанных с банкротством, их основных правах и обязанностях, ответственности; некоторые другие правила, действие которых распространяется на все регулируемые данным институтом правоотношения. Нормы общей части содержатся в части первой ГК РФ, гл. 22 УК РФ, гл. 14 КоАП РФ, гл. I Закона о банкротстве и других нормативных правовых актах.

Особенная часть включает субинституты: досудебный этап банкротства (гл. II Закона о банкротстве и др.); судебный этан банкротства (гл. 28

и иные нормы АПК РФ, гл. Ill—VIII Закона о банкротстве и др.); особенности банкротства отдельных категорий должников (гл. IX, X Закона о банкротстве и др.); упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (гл. XI Закона о банкротстве и др.).

Последовательность применения норм, регулирующих банкротство юридических лиц. При банкротстве отдельных категорий должников — юридических лиц (градообразующих, финансовых и иных, перечисленных на рис. 1.1), а также лиц, для которых предусмотрена упрощенная процедура банкротства, в первую очередь применяются специальные нормы, регулирующие банкротство соответствующих лиц (гл. IX, XI Закона о банкротстве). Во вторую очередь (субсидиарно), применительно к отношениям, не урегулированным специальными нормами, применяются положения гл. I—VIII Закона о банкротстве (общие для всех юридических лиц). В третью очередь применяются те нормативные акты, которые прямо предусмотрены законами о банкротстве (например, АПК РФ).

Правовое регулирование банкротства иных юридических лиц, не отнесенных Законом о банкротстве к «отдельным категориям должников», осуществляется нормами гл. I—VIII Закона о банкротстве, а также теми нормативными актами, которые прямо предусмотрены указанными главами закона о банкротстве.

Последовательность применения норм, регулирующих банкротство граждан, рассмотрена в гл. 12 учебника.

Источниками правового регулирования банкротства являются:

  • 1. Конституция РФ. В основу построения концепции банкротства положены следующие конституционные принципы:
    • — признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8);
    • — недопустимости лишения имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Так, принудительное отчуждение имущества должника производится после вынесения судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве;
    • — возможности ограничения прав и свобод человека федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). На этом основывается, в частности, приостановление исполнения должником своих обязательств перед отдельными кредиторами в ходе банкротства.
  • 2. Кодексы. АПК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ.
  • 3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Является основным источником, специально посвященным регулированию банкротства. Он имеет приоритет перед всеми иными нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с банкротством. Они применяются лишь постольку, поскольку ему не противоречат (п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве).
  • 4. Иные федеральные законы, например Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  • 5. Подзаконные нормативные правовые акты, указы Президента России, постановления Правительства РФ, акты Минюста, Минэкономразвития

России, ЦБ РФ. К источникам относятся федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные Минэкономразвития России. В качестве локальных актов можно рассматривать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утверждаемые саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и обязательные для членов таких организаций.

  • 6. Судебные акты Конституционного Суда РФ 1 .
  • 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. Не все ученые считают их источниками права, но фактически они таковыми являются, поскольку обязательны для судов. Нарушение судебным постановлением единообразия в толковании и применении судами норм нрава является основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 308.8 АПК РФ).

Большое значение для формирования правоприменительной практики имеют и информационные письма Президиума Верховного Суда РФ и ВАС РФ, которые носят рекомендательный характер для арбитражных судов. Источниками права они не являются.

Первый письменный источник правового регулирования несостоятельности — Законы Хаммурапи (1789 г. до н.э., Древний Вавилон). Серьезное развитие эти вопросы получили в римском праве, затем в XIII в. — в Италии, а с XVI в. — во Франции, Германии, Англии. В нашей стране отдельные нормы о несостоятельности содержались еще в Русской Правде, а первым кодифицированным актом стал Устав о банкротах 1740 г. Затем принимались банкрогные уставы в 1753, 1763, 1768 гг., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Банкротный устав 1880 г. [1] [2]

После революции 1917 г. дореволюционные правовые акты были отменены. Только в период нэпа с 1927 г. Гражданский кодекс РСФСР был дополнен нормами о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Но с 1930-х гг. в результате установления монополии государственной собственности постепенно институт банкротства был исключен из правовой системы. И только в 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Основным его недостатком был критерий банкротства: должник мог быть признан банкротом, только если его имущества было недостаточно для расчетов с кредиторами. Это «лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности к неплатежеспособным должникам. » [3] , усиливало кризис неплатежей. Поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. изменил критерий банкротства, внес иные существенные изменения, но все же предоставил много возможностей для злоупотреблений. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности [4] , захвата компаний, устранения конкурентов. Процент удовлетворения требований кредиторов был крайне низким.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. устранил ряд недостатков прежнего законодательства путем усложнения возбуждения производства по делу о банкротстве, усиления контроля за деятельностью арбитражных управляющих, и т.д. В 2009 г. закон был подвергнут существенным изменениям, затронувшим более 65% его статей. Основные из них: расширение оснований недействительности сделок с имуществом должника, усиление ответственности контролирующих должника лиц. Последние изменения, внесенные в этот закон в 2014— 2015 гг., ввели нормы о банкротстве граждан, изменили условия принятия судом заявления о признании банкротом, и т.п.

Источники:
http://studref.com/320143/ekonomika/pravovoe_regulirovanie_protsedur_bankrotstva
http://studopedia.ru/2_14291_pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-i-bankrotstva-predpriyatiy.html
http://megaobuchalka.ru/5/29599.html
http://sibac.info/conf/law/xxi/31607
http://finance-pravo.ru/pravovoe-regulirovanie-protsedury-bankrotstva-ip/
http://studme.org/308380/pravo/sistema_istochniki_pravovogo_regulirovaniya_bankrotstva
http://netudeneg.ru/mozhet-li-bankrot-otkryt-ip-otvet-jurista/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию